Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Спортивные Нурегсаги: Перед сезоном-2024

Спортивные

Нурегсаги: Перед сезоном-2024

1020024615-LAT-20240227-83-JR5 7640Кратко о том, с чем пришли команды ЛМГ к старту нового сезона МЧМ.

Балансировка автомобилей ЛМДг, которые по своей концепции сильно отличаются от ЛМГ, стала основной темой разговоров. ФИА и Западный автоклуб (АСО) запретили разговоры о БоПе в паддоке, он оставался одной из ключевых тем.

Ранее «Тойота» ГР010 был доминирующей силой, способной «включить шины» в любых условиях, расходовать протектор лучше, чем кто-либо другой на двойных отрезках, и продемонстрировавшей как надежность, так и скорость. Зимой 2022 года автомобиль претерпел серьезные изменения и прибыл на «Сибринг» со значительно меньшей нагрузкой на заднюю ось. В сезоне-2022 «Тойота» перешла с шин одинакового размера на более узкие передние и более широкие задние, а в сезоне 2023 года соответствующим образом дополнительно оптимизировала распределение веса. Команда также изменила корпус коробки передач на более легкую версию и также смогла поработать над передней подвеской, установив регулируемый стабилизатор поперечной устойчивости в кабине, чтобы привести ее в соответствие с автомобилями ЛМДг, и оптимизировала «открытый» передний дифференциал, который пришлось ставит согласно правилам после Ле-Мана в 2022 году.

Приведение автомобилей ЛМГ в тот же диапазон производительности, что и автомобили ЛМДг, означало, что гибридную систему на передней оси пришлось несколько ослабить, чтобы машина была «менее полноприводный». Это объясняет обязанность по установке «открытого» переднего дифференциал, да и скорость активации полного привода также была установлена на уровне 190 км/ч. Это означало, что автомобили использовали от шести до девяти секунд дополнительной мощности в Ле-Мане на 210-секундном круге. Даже в этом случае мощность электрического гибрида заменяет мощность двигателя внутреннего сгорания, а не добавляет мощность, и ее также нельзя использовать для увеличения продолжительности пробега, поэтому вся система становится скорее инструментом для прохождения поворотов, чем инструментом для повышения мощности или топливной эффективности.

«В некоторой степени для ЛМДг все может быть проще, потому что они могут использовать гибрид с самого начала фазы ускорения, — говорит руководитель проекта ГР010 Джон Литйенс. – Если у них есть турбо-лаг, они могут для начала ускориться с помощью гибрида.

С приходом новых производителей болельщики ожидали, что они будут на том же уровне с самого старта, но это было бы странно. Может быть, один из них и смог бы это сделать, но не все три или четыре. Логично, что новичкам нужно больше времени».

В прошлом году у «Тойоты» было сразу два отказа обязательного датчика крутящего момента. Первым был сбой внутри самого датчика в Портимане, из-за чего пришлось заменить весь приводной вад, на котором находился датчик. После этого инцидента правила были немного изменены, чтобы в случае сбоя машина могла продолжать движение – но с пониженной мощностью, чтобы не получить преимущество. И в Бахрейне «Тойота» оценила это нововведение, так как датчик попросту раскололся, возможно, из-за повреждения в результате аварии на первом круге.

Единственная другая серьезная проблема с надежностью возникла в Бахрейне для второго автомобиля, когда из-за отказа сцепления ему пришлось перезапускаться с дозаправки, используя только передний привод.

Команда, которой руководил бывший инженер «Мишлена» Паскаль Васселон, показала класс в обращении с шинами. Распределение комплектов было таким, что приходилось проводить более одного отрезка на одном из этапов гонки. И в этом заключалась сила «Тойоты».
Скудерия.

«Феррари» привела свою 499П, еще на тестах завоевавшую репутацию «жесткой покрышки». На поиск настроек для работы на более мягкой резине ушел весь сезон-2023.

Дебют итальянского автомобиля не обошёлся без придирок со стороны судей, особенно того, что касается заднего антикрыла. Важная часть сечения под ним оказалось в потоке выхлопных газов, что добавляло крылу прижимную силу, а этот факт невозможно «сбалансировать» в аэродинамической трубе, поскольку автомобили испытываются с выключенным двигателем. По словам председателя комитета по марафонским гонкам (и спонсора «Феррари) Ришара Милля, у 499П в оригинале был еще более мощный выхлоп, взаимодействующий с крылом благодаря эффекту Коанда. В Скудерии, однако, заявляют, что все находится в пределах правил, и что они твердо ожидают сохранить такую схему в следующем году.

«Первое, что мы попытались сделать, — это понять сильные и слабые стороны машины, — говорит Фердинандо Канниццо, руководитель отдела марафонских гонок «Феррари». – Когда вы знаете сильные стороны, можно максимально использовать их, а осознавая свои слабости, нужно понять, как минимизировать разрыв или исправить их».

Решение протестировать две машины перед первой гонкой - дорогостоящий способ проверки сильных и слабых сторон, поскольку два шасси все время находились в стадии разработки.

«Одна машина должна была наматывать километры для проверки надежности систем, а другая — отвечающая за производительность — должна изначально быть настроена под трассу, погодные условия, состав шин и так далее», — пояснил Канниццо участие двух машин в предсезонных тестах 2023 года.

Команда стремилась улучшить тормозную систему, настройку подвески, (углы установки, амортизаторы, дорожный просвет, давление в шинах) и электронику, чтобы получить быстрый и надежный автомобиль, способный бережно относиться к шинам на протяжении шести, восьми или 24-часовых гонок.

«С точки зрения аэродинамики мы очень довольны эффективностью, но на что нам хотелось бы обратить больше внимания, так это на сочетание прижимной силы и механического сцепления, — говорит Канниццо. – Что касается аэродинамики, мы легко можем добиться большего, но мы ограничены. Механических ограничений нет, кроме распределения веса. По силовым агрегатам мы доказали, что находимся на высшем уровне, с надежностью трансмиссии в гонке проблем нет. Мощность ограничена правилами, и мы на пике. Мы легко достигаем обязательной кривой крутящего момента, и то, как мы управляем крутящим моментом и мощностью, почти идеально».

Канниццо сегодня описывает гибридную систему как «вполне себе». Однако команде пришлось нелегко на зимних тестах 2023 года. Да и весь сезон, несмотря на триумф в Ле-Мане для «Феррари» стал еще одним годом обучения. Команда улучшилась с точки зрения стратегии и подготовки к гонкам, но ей еще предстоит пройти долгий путь, чтобы выйти в лидеры стартовой решетки.

«Если вы посмотрите на конфигурацию Бахрейна и спросите, где мы используем полный привод, то ответ будет: в какой-то момент мы поворачиваем на скорости выше 190 км/ч. Это действительно расстраивает», - повествует Канниццо.

Скудерии пришлось, как и «Тойоте» ставить регулируемый из салона передний стабилизатор поперечной устойчивости, что повлияло на конструкцию передней подвески, и команда говорит, что все еще учится, как использовать систему наиболее эффективно.

Самым существенным изменением 2023 года стало обязательное использование передних шин меньшего размера.

«Это был огромный компромисс в конструкции, — говорит Канниццо. – Когда у нас были одинаковые шины, мы сместили распределении веса вперед, чтобы нос работал. Поскольку теперь у нас шины меньшего размера спереди и большие сзади, нам приходилось максимально переносить всю массу назад, чтобы соответствовать целевому распределению веса, которое «Мишлен» установил для этой конкретной шины. Это потребовало больших усилий и затрат».

Способность «управлять шинами» на протяжении одного отрезка, а затем и двойного отрезка является ключом к успеху, и в «Феррари» весь сезон-2023 училась, чтобы превзойти «Тойоту» в этом отношении.
В «Пежо» свои проблемы.

«Список обновлений длинный, но благодаря системе омологации более 80 процентов автомобиля не затрагивается никак», — говорит Оливье Жансонни о запрошенном в ФИА комплекте модернизации. – Это был год огромного развития».

Команда — единственная, кто изначально не перешел на более узкую переднюю шину в 2022 году, так как смещение веса назад потребовало бы огромного изменения концепции.

9х8 — единственный прототип современности, у которого нет полноценного заднего антикрыла.

И единственный гибридный автомобиль ЛМГ не выигравший гонку.

Французы на 2024 год разработали значительный пакет обновлений, который включает в себя не только заднее антикрыло, но и переход на узкие передние шины. Проблема в том, что, запросив большой комплект обновлений и использовав для этого свои «замены» («джокеры»), французская команда в начале 2024 года по-прежнему требовала разрешения от ACO и ФИА FIA для внедрения всех новинок, так как их нужно было протестировать и на трассе, и в аэродинамической трубе «Заубера».

Основное внимание по ходу 2023 года уделялось повышению надежности, особенно механизма переключения передач, и в начале года команда перешла с электронной системы на гидравлическую.
«Начиная с «Сибринга», мы внесли небольшое обновление в аэрокомплект, чтобы попытаться решить проблемы с сопротивлением, которые у нас были в 2022 году, — говорит технический директор Оливье Жансонни. – Мы в значительной степени достигли нужной максимальной скорости, и это хороший показатель, а может быть, и лучший после Ле-Мана, после коррекции мощности по БоПу».
В межсезонье, помимо обновлений кузова, команда работала над программным обеспечением и картографией. Работа с возросшей надежностью машины помогла: испытания стали более информативными, поскольку машина работала дольше.