Спортивные
Grand-Am: Начало нового сезона
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 01.02.2011 00:52 Просмотров: 32
Марафон «24 часа Дайтоны» открыл очередной сезон серии Grand-Am.
Как обычно, знаменитая гонка собрала сильный состав гонщиков, которые стали известными благодаря успехам в различных североамериканских чемпионатах.
На старт соревнований допускаются автомобили категорий Daytona Prototype (страшноватые, но дешевые и неприхотливые прототипы) и GT двух спецификаций (настоящие Гран Туризмо и силуэты). Естественно, самые известные спортсмены собираются в зачете DP, к которому приковано основное внимание.
Победителями заезда стали действующие чемпионы Grand-Am из команды Ganassi Скотт Прюэтт, Мемо Рохас, прекрасно знакомые с прототипом Riley Mk XX BMW, и усилившие состав Грэм Рейхал (IndyCar) и Джоуи Хэнд (ALMS). Звездный экипаж, составленный из представителей высшего дивизиона NASCAR Хуана-Пабло Монтойи, Джейми МакМюррея и чемпионов Indycar Дарио Франкитти и Скотта Диксона, довольствовался лишь вторым местом. Этот дубль стал неплохим реваншем за неудачу в прошлогоднем марафоне. А марка BMW отпраздновала не только первую с 1976 года победу в Дайтоне, но и второй успех в текущем сезоне (в марафоне «24 часа Дубая» победили Клаудия Хюртген, Аугусту Фарфус, Эдвард Сандстрем и Томми Милнер, выступавшие на купе Z4 команды Schubert).
Гонка для подопечных Чипа Гэнасси выдалась насыщенной на события. По ходу первых часов пришлось серьезно потрудиться, чтобы наверстать упущенное на внеплановых остановках время. На машине будущих победителей после первых шестидесяти минут заезда пришлось менять передаточные числа КПП (точнее, всю коробку), так как на прямой двигатель слишком быстро упирался в ограничитель оборотов. Второй экипаж дважды останавливался из-за пробитой шины, и еще два раза пришлось менять разбитый передний сплиттер.
Стоит упомянуть, что проблемы с повышенным износом шин возникли не только у представителей команды Ganassi. С этого года серия Grand-Am заключила эксклюзивный контракт с компанией Continental, и марафон «24 часа Дайтоны» стал первым серьезным испытанием для шинников. Условия для дебюта были не самые идеальные. Новый асфальт на треке уложили только в декабре, и покрытие не было достаточно обкатанным. В начале гонки многие гонщики часто ошибались, что приводило к вылетам, а разбитые машины усыпали обломками траекторию. Кроме того, во многих командах просто ошиблись с подбором давления. Прямо по ходу гонки специалистам Continental пришлось обращаться к представителям коллективов и рекомендовать изменить настройки.
Что касается победителей, то на пути к триумфу им пришлось отыгрываться после неожиданной штрафной остановки. Джоуи Хэнд, известный не только благодаря своей устрашающей аварии на одном из этапов ALMS в 2006 году, но и прекрасно зарекомендовавший себя в прошлом сезоне Американской серии «Ле-Ман», по ходу своей финальной смены смог подсократить отрыв от лидера. А заменивший его Скотт Прюэтт был просто неудержим.
Ветеран смог выйти на второе место, а гоночный инженер прекрасно рассчитал стратегию остановок на финишном отрезке. Несмотря на то что последние круги Скотту пришлось ехать на изношенных шинах, преследователи так и не смогли опередить опытного спортсмена. Не помог им даже последний рестарт, организованный буквально за две минуты до клетчатого флага. Логично, что специалисты Grand-Am Прюэтт и Рохас добились очередной победы, а звездный экипаж команды остался лишь вторым.
Успех команды Чипа Гэнасси, которому за 12 месяцев удалось собрать победы в четырех самых престижных гонках североамериканских серий («500 миль Дайтоны», «500 миль Индианаполиса», этап NASCAR на том же Индианаполисе и «24 часа Дайтоны»), иногда объясняют наличием в распоряжении команды уникального исследовательского аэродинамического комплекса, расположенного в заброшенном туннеле Лорел-Хилл в Пенсильвании.
Вполне возможно, достойную конкуренцию команде Гэнасси могли составить подопечные Сета Неймана из коллектива Flying Lizard. Знаменитый красный ящер на этот раз украшал не привычное купе Porsche 911, а прототип Riley (впрочем, все с тем же двигателем Porsche под капотом). Благодаря наличию в экипаже самого Неймана (непрофессионального пилота) машина можно было оснастить системой переключения передач с подрулевыми переключателями. Именно эта машина была самой быстрой по ходу большинства тренировок. Однако присутствие того же Неймана за рулем аукнулось по ходу заезда. Если заводские гонщики Porsche Йорг Бергмайстер и Патрик Лонг не оставили конкурентам ни шанса, то Сет умудрился так вылететь с трассы, объезжая развернувшихся соперников, что повредил не только сплиттер, но и радиатор. Ремонт отнял у команды 35 минут, за которые соперники успели проехать 19 кругов. Те же Бергмайстер с Лонгом ринулись сокращать отставание, но Нейман не собирался пропускать свои смены и катался в свое удовольствие.
Подвел команду Flying Lizard и опустившийся на трассу рано утром туман, из-за которого гонку пришлось нейтрализовать желтыми флагами на 2 часа 37 минут (в истории марафона бывали случаи, когда из-за дождя заезд вовсе прерывали). До финиша «ящерка» так и не дотянула – подвел двигатель.
Еще одному претенденту на подиум не повезло по ходу гонки. Экипаж команды Sun Trust Racing (Dallara Chevrolet), квалифицировавшийся на втором месте, пострадал из-за горячности Монтойи, который провел агрессивную атаку против Рикки Тейлора. На ремонт ушло шесть кругов, и великолепный отчаянный финишный спурт в исполнении Макса Анджеллели помог выбраться лишь на пятое место.
От марки Chevrolet можно было ожидать более впечатляющего полноценного возвращения. Однако еще один сильный экипаж (коллектив Bob Stallings Racing, использовавший в прошлом старые двигатели GM) финишировал лишь пятнадцатым. Алекс Герни, Джон Фогарти и многократный чемпион NASCAR Джимми Джонсон потеряли время из-за проблем с тормозами, поврежденного носового обтекателя и сломанной подвески (в том эпизоде снова поучаствовал неугомонный Хуан-Пабло).
А настоящими героями гонки стали «братья Бранделлы», которые выступали за команду F1 Brabham в начале девяностых. Знаменитые гонщики Марк Бланделл и Мартин Брандл стряхнули пыль с гоночных шлемов и блестяще продемонстрировали класс. Если бы в напарниках у них были спортсмены соответствующего уровня (например, Ричард Вестбрук или Кристоф Бушю), то дуэт МБ мог бы покрасоваться на подиуме. Однако в одном экипаже с ними ехали владелец команды United Autosports Зак Браун и глава инвестиционной компании Марк Паттерсон. Впрочем, это не помешало квартету выступить лучше основных экипажей коллектива Michael Shank Racing, который оказывал Брауну техническую поддержку.
Третье место в гонке занял экипаж команды Action Express Racing, которая сенсационно оказалась сильнейшей в прошлом году. На сей раз усилий Жуана Барбосы, Терри Борчеллера, Кристиана Фиттипальди, Макса Паписа и представителя клана Франсов ДжейСи Франса хватило лишь на то, чтобы удержаться в одном круге с лидером. На финальном рестарте Барбоса не смог обойти Диксона в борьбе за второе место.
Стоит отметить, что на этот раз в Дайтоне снова не обошлось без исторических параллелей. Грэм Рейхал добился победы спустя 30 лет после триумфа своего отца Бобби. К счастью, на этот раз успех не был омрачен какими-либо проблемами с прохождением технической инспекции, как это случилось у представителя другой известной фамилии в 2009 году. Тогда машина Алекса Герни оказалась на 5 кг легче нормы, но команда отделалась лишь денежным штрафом.
Представитель еще одной известной гоночной фамилии финишировал на 25 месте и на 11 в зачете GT. Речь идет о внуке самого успешного в истории трека в Дайтоне гонщика Дейла Эрнхардта. Дебют Джеффри Эрнхардта обошелся без блеска, но особых достижений от новичка никто и не ждал.
Чтобы завершить рассказ о классе DP, стоит упомянуть, что Скотт Прюэтт по числу побед в «24 часах Дайтоны» сравнялся с такими известнейшими гонщиками, как Боб Уоллек, Рольф Штоммелен и Педро Родригес. На их счету по четыре триумфа. Лишь Хёрли Хэйвуду удалось выиграть престижный марафон пять раз.
И Хэйвуд до сих пор выходит на старт гонки. Ранее ветеран заявил, что решил завязать со спортом, но переход команды Brumos Porsche в класс GT «вынудил» его еще раз попытать счастья на треке. Тридцать восьмой старт (а нынешняя Дайтона была сорок девятой по счету) можно признать успешным. Вместе с победителем Ле-Мана Марком Либом, серебряным призером «24 часов Нюрбургринга» Ли Кином и Эндрю Дэвисом ветеран завоевал пятое место.
А победа досталась еще одному экипажу, представляющему Штутгарт. Несмотря на то что на финальном отрезке на машине начало залипать сцепление, экипаж ведущего коллектива TRG (Энди Лалли, Вольф Хенцлер, Спенсер Пампелли, Брендан Гофан и Стивен Берто) довел дело до уверенной победы. Круг проиграли им представители команды Paul Miller Racing Роб Белл и Тим Сагден (сменившие на время свои Ferrari на Porsche), Брайс Миллер, Брайан Селлерс. Третьими к финишу пришли представители Dempsey Racing на купе Mazda RX-8, построенном по требованиям весьма либеральной второй спецификации. Актер Патрик Дэмпси и его гоночный тренер Джоуи Фостер некоторое время лидировали, но вылет и нежелание работников трассы растолкать заглохшую машину отняли у экипажа слишком много времени.
Нужно уточнить, что не всем приходится по вкусу наличие в пелотоне подобных силуэтов, построенных на пространственной раме. Такие прототипы (при разумном подходе конструкторов) находятся в заведомо выигрышном положении по сравнению с обычными машинами класса GT. В прошлом сезоне купе Mazda являлись главными претендентами на успех, а ранее ведущей ударной силой были «купе» Pontiac GTO. В этом году на ту же раму установили новый кузов, и теперь старые машины выглядят, как Chevrolet Camaro. Прошлогодние BMW M6 перевоплотились в M3. Однако новинки все еще страдают от детских болезней и смогли поддерживать темп лидеров только в начале гонки.
Не стоит забывать, что «24 часа Дайтоны» – всего лишь первый этап сезона в Grand-Am. Если в категории DP фаворит ясен (им является нынешний чемпион Ganassi), то в GT схватка обещает стать весьма интересной. Возможно, у представителей подкласса силуэтов остается последний шанс захватить титул. Совсем скоро организаторы чемпионата вполне могут ввести в зачете технические требования GT3, чтобы заманить такие марки, как Mercedes и Audi. При этом все легендарные североамериканские модели останутся в строю, так как Ford Mustang GT3 уже существует, а Chevrolet Camaro GT3 будет построен этим летом на мощностях одной из немецких фирм.
Второй этап сезона-2011 состоится на трассе Хоумстед 5 марта.