Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Большой Туризм ФИА ГТ (FIA GT), Золдер: Предисловие

Большой туризм

ФИА ГТ (FIA GT), Золдер: Предисловие

Гран-при Лимбурга, Бергский лев и прочее

Бельгийская трасса Золдер, открытая в 1963 году, принадлежит перу знаменитого Джона «Ганса» Гугенгольца (в соавторстве с Морисом Бельеном), располагается в 70 километрах к востоку от Брюсселя и печально знаменита аварией, унесшей жизнь кумира тиффози Жиля Вильнева.

Первую гонку в Золдере, Гран-при Лимбурга (провинции, где располагается место действия) выиграл известный голландец Роб Слотемакер. С 1964 учреждаются соревнования «Трофеи Бельгии», в программе которых находится место для легковых и гоночных машин. В 1966 впервые проводится этап международной Ф2. В 1970 году впервые проводится гонка «Бергский Лев» (Bergischer Löwe), позже ставшая неотъемлемой частью календаря ДРМ и ДТМ. В следующем сезоне трассу навещает техника Интерсерии.

Становится понятно, что некоторые участки петли слишком опасны для скоростных машин. Перед приездом чемпионата мира, в 1972 году, решено поставить змейку на довольно крутом перегибе полотна. Однако уже тогда бельгийцы продемонстрировали, что с асфальтом у них проблемы. Машины Ф1 крошили его слишком сильно. Многие участники протестовали, и местный герой Жаки Икс решил подать пример и все-таки выехал на трассу. За ним последовали и остальные. После этого случая последний поворот трассы решили назвать в честь гонщика. В сезоне-1975 это место перестроили и на месте ходовой связки появилась еще одна змейка.

1977 год – первое издание «24 часов Золдера». Победителями марафона на такой не слишком протяженной трассе стали спортсмены на малолитражке «Аутобьянки А112». В 1979 году в гонке серии Прокар (на «БМВ М1») второе место занял легендарный Тони Хеземанс, отец Майка Хеземанса, о котором упомянуто ниже. 1980 год – свою первую гонку выигрывает многообещающий немецкий гонщик Штефан Беллоф.

1986 год – модификации трассы. Вход в змейку на задней прямой становится медленнее, обустраивается шикана имени Вильнева, поворот Жаки Икса превращается в связку 90-градусных поворотов. Двумя сезонами спустя возводится новая башня, где располагается дирекция автодрома. 1996 год – расширяется полотно трассы на участке стартовой прямой. 2001 год – одна из самых масштабных реконструкций, заключавшаяся в перестройке километрового участка в районе Канала (первый сектор), где добавлены широкие гравийные зоны безопасности.

Другие повороты на трассе:

Первый, Стеренвахт («Обсерватория», второй, в честь расположенной рядом улицы), Канал (третий, в честь близлежащего, в метрах 50, канала, ведущего к Северному морю), имени Люсьена Бьянки (четвертый), Терламен (после шиканы Вильнева, в честь местных прудов), следующая медленная шпилька Болдерберг (деревушка по соседству) и примыкающий к ней небольшой излом, названный в честь Йохена Риндта, трижды побеждавшего на этапах Ф2 в Золдере.

Атмосфера автодрома не слишком изменился с семидесятых – это все та же узкая петля асфальта, снующая в лесистой местности, по большей части зажатая меж рельсов безопасности. А вот характер трассы постепенно изменился. Новая змейка имени Вильнева разрывает ритм – это место одно из самых медленных на трассе. Лишь выход на заднюю прямую проходится также тихо, но там форма участка вполне логична. А вторая шикана совсем выбивается из общей картины, что, впрочем, лишний раз напоминает о том, в честь кого она построена.

Золдер не балует существенными перепадами высот, хотя на подъеме к первой змейке и разгоне от нее небольшие вертикальные перегрузки должны напоминать о себе. Возможно, самое приятное место – пологий поворот Люсьена Бьянки, который проходят быстрее других «углов».

На трассе существенно разогнаться негде. Зато наличие сразу трех змеек требует от техники малого веса (чтобы быстрее замедляться) и тяговитого мотора (чтобы легче ускоряться). Особо вертлявые шасси, спокойно переваривающие шиканы, тоже останутся в выигрыше.

В нынешнем сезоне заезды ФИА ГТ открывают для трассы международный сезон. К сожалению, начинка гоночного уик-энда могла быть не в пример насыщеннее, но из-за конфликта местного автомобильного клуба и организаторов Бельгийской серии легковых автомобилей (BTCS) самобытное и увлекательное первенство проводиться не будет.

В календаре ФИА ГТ этап в Золдере (500-километровая гонка) появился в 1999 году, когда чемпионат начал восстанавливаться после нашествия заводских команд. На старт выходили по большей части полупрофессиональные экипажи, и на этом фоне таким мастерам, как Стефан Ортелли и Карл Вендлингер не составило труда добыть победу для команды «Орека» на купе «Крайслер Вайпер». Кроме них в гонке успешно выступили и другие известные спортсмены: Майк Хеземанс (3 место), Вольфганг Кауфманн (4 место), Альтфрид Хегер (6 место). Находившийся на пике карьеры португалец Ни Аморим стал вторым.

В 2000 году заезд снова проходил летом, и снова лучшими стали машины с тяговитыми многолитровыми моторами. На сей раз 7-литровый «Ягуар» на «Листере» оказался лучше 8-литровых «Крайслеров» команды Поля Бельмондо. Сам сын «Бебеля» стал третьим, а первое место заняли Джейми Кэмпбелл-Уолтер и Джулиан Бейли. В классе Н-ГТ за неимением серьезной конкуренции выиграли гонщики на «Порше».

В сезоне-2001 500-километровый марафон проводился в мае и снова остался за армадой «Крайслеров», в которую затесалось лишь одно купе «Феррари 550» не самой сильной команды «Рафанелли» (3 место). Победа досталась представителям «Ларбре» Кристофу Бушю и Жану-Филиппу Беллоку. Класс Н-ГТ опять походил на кубок «Порше». Первое место добыли небезызвестный Фабио Бабини и куда менее знаменитый Луиджи Моччиа. Ортелли тогда довольствовался «серебром».

В календарь ФИА ГТ автодром вернулся в 2007 году, когда стал местом проведения финального заезда. И победа в 2-часовой гонке осталась за полегчавшими «Астон Мартинами ДБР9» команды «Джетальянс». Существенный вклад в успех, как обычно, внес Карл Вендлингер. Нужно отметить и успешное выступление в квалификации опять-таки сбросившего после предыдущего этапа вес купе «Мазерати» команды «Скудерия Плейтим». А вот претенденты на титул из «Карспорт Голландии» (все тот же Хеземанс и его напарник Жан-Дени Делетраз) не смогли ничего поделать с существенно потяжелевшим купе «Корветт» и даже упустили второе место в личном зачете. В ГТ2 бушевало красное море «Феррари». Опять можно было бы сказать, что победил экипаж на легком автомобиле (Дирк Мюллер и Тони Виландер, которые и стали чемпионами, выгрузили из машины 20 кг «благодаря» сходу на предыдущем этапе), однако, справедливости ради, нужно держать в уме разворот Джанмарии Бруни на старте гонки. Если бы не эта неприятность, итальянец и его напарник Стефан Ортелли на груженом купе «430 ГТЧ» вполне могли побороться с коллегами по «АФ Корсе». А так второе место досталось легкой машине «Порше 911» команды «Эбимоторс» (Ксавье Помпиду и Марчелло Дзани).

Сезон-2008. Золдер – предпоследний этап первенства. И снова все внимание гандикапам. Вечные фавориты из «Витафона» Михаэль Бартельс и Андреа Бертолини. Их «Мазерати» везло всего 20 лишних кг. А вот Хеземанс, как никогда близко подобравшийся к титулу, и его напарник Фабрицио Голлин, триумфатор сезона-2004, просчитались с распределением сил по этапам и привезли в Бельгию целых 60 кг балласта. Впрочем, и при таком раскладе тяговитые «Корветты» могли помочь победить, но команда проиграла тактически, выбрав слишком консервативный вариант смен шин и дозаправок. Витафоновцы попросту пересидели их на втором отрезке. Вмешаться в спор за победу мог и «Астон ДБР9» - Вендлингер уверенно лидировал после старта, однако заминка Райана Шарпа дорого стоила команде. Под финиш экипажу пришлось усиленно защищать третье место от атак гонщиков «Гигавейва» на другом английском купе. В ГТ2 победа вполне могла достаться местным героям из «Проспид», ставшим сильнейшей силой «Порше» в чемпионате - Ричард Вестбрук и Эммануэль Коллар лидировали в гонке, однако неосторожная атака со стороны одного из представителей «Феррари» завершилась столкновением и разворотом. А победа снова досталась «АФ Корсе» - чемпионы Виландер и Бруни в том году были просто неудержимы.


fia gt Championship round 9 Zolder, Belgium

2009 год. Золдер принимает финал последнего чемпионата ФИА ГТ. История вновь повторяется. Бартельс и Бертолини везут всего 40 кг балласта, а Хеземанс и его напарник Энтони Кумпен – 60 кг. На сей раз голландская команда смогла выжать из машины максимум и даже опередила главных конкурентов (второе место против третьего), однако набранных очков все равно не хватило для завоевания титула. В ГТ2 коллектив «Проспид-Порше» стал еще сильнее, и от «АФ Корсе Феррари» его отделяло всего три зачетных пункта. Обе машины везли 100 кг балласта. Глава бельгийской дружины Руди Пендерс, прекрасно помня все злоключения, которые сопровождали выступления его рассеянных подопечных, решил разбить экипаж Вестбрук/Коллар по разным машинам. И трюк удался – Ричард и его новый напарник Марко Хольцер вместе с машиной неплохо справились с лишним центнером, добыв победу, а вместе с ней и чемпионство для «Вести». А такие сильные гонщики, как Коллар и Хеземанс, выступавшие в ФИА ГТ с момента его создания в 1997 году, так и остались без титулов.

Чемпионат мира ФИА ГТ навещал Золдер весной 2011. В квалификационной гонке, по печальной традиции, некоторые сильные гонщики сошли в самом начале из-за массовой аварии. Из оставшихся хороший темп демонстрировали гонщики «Хексис» на «Астоне ДБР9». Однако на финальном отрезке Марк Бассенг («Ламборгини Мурчелаго») провел слишком агрессивную атаку в споре за лидерство, и Кристиан Хохенадель был вынужден сойти. «Астон» коллектива «Янг Драйвер» вышел победителем из сражения за третье место. А на первой половине дистанции быстрее всех был «Форд ГТ» Фреда Маковиеки. Однако затянувшаяся остановка лишила команду всех шансов на высокие места, и Максим Мартен был вынужден сражаться в районе 10 позиции.

И во второй гонке пелотон лишился сразу четырех машин на самом старте, что не могло не сказаться на интриге – многое решилось на остановках. Уверенную победу снова одержали Бассенг и Маркус Винкельхок (чье купе «Мурчелаго» в начале сезона было очень сильно). Подиум дополнили два «Астона»: «Хексис» переиграл «Янг Драйвер» на пит-стопе. Единственная серьезная перестановка в группе лидеров непосредственно на трассе произошла в споре за четвертое место. Ники Катсбург слишком увлекся атаками на позиции Томаша Энге и досрочно приговорил шины, чем воспользовался ветеран Петер Кокс, выведший вперед еще одну машину «Ламборгини». По чистой скорости были хороши «Форды ГТ», однако невероятная ненадежность моторов и невезение по ходу заездов помешали полноценно раскрыть этот потенциал.

Что ж, для «Астонов» трасса вполне съедобная, да и гонщики с автодромом знакомы. Оптимизма добавляет и новый «баланс сил». Одним словом, ждем с нетерпением и болеем за наших!