Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная История Летопись автоспорта 31 августа

Летопись автоспорта

31 августа

harald ertlЗабытые герои трасс. Французская суперзвезда и австрийский усач.

1906. День рождения французского гонщика Раймона Соммера. Представитель зажиточной семьи из арденнского Музона, чей отец первым побил рекорд братьев Райт по продолжительности полета. Карьеру гонщика начал в 25 лет. С выбором техники мелочиться не стал и купил «Альфа Ромео» 8Ц Милле-Милья. Уже на второй сезон выступлений умудрился практически в одиночку выиграть Ле-Ман (молодой сменщик Луиджи Кинетти почувствовал себя плохо и проехал только первые четыре часа), чуть не отравившись выхлопными газами из пробитой выхлопной рубы. В 1933 Соммер снова выиграл на трассе Ля-Сарт, на сей раз вместе с Тацио Нуволари на «Альфа Ромео» 8Ц Монца. Последний круг гонки, будь в распоряжении репортеров телекамеры, затмил бы памятное сражение Арну и Вильнева в Дижоне. Нуволари с пробитым баком и перегретыми тормозами отбивался от атак Кинетти. Луиджи опередил знаменитого гонщика в Эссес. Нуволари выжал из «Альфы» все соки на прямой и обогнал настырного новичка. Однако из-за «ушедших» тормозов был вынужден замедляться раньше и снова выпустил вперед соперника. И лишь перед последней медленной связкой поворотов Тацио пошел в решающую атаку. Машины разминулись буквально в миллиметрах – и Нуволари добыл-таки победу.

lm33 sommers nuvolari

После неудачных опытов со старым автомобилем «Альфа Ромео» 3П Соммер присоединился к «Скудерии Феррари», но выступал как частник. В чемпионате Франции, учрежденном в пику чемпионату Европы, где доминировали немцы, Раймон выступал на «танке» «Бугатти» Т59. В 1936 выиграл «24 часа Спа» вместе с подопечными Феррари на автомобиле «Альфа-Ромео» 8Ц 2900. В сезоне-1937 был снова вынужден пересесть с итальянских машин на французские и на Гран-при Туниса принес первую победу команде «Тальбо-Лаго» на автомобиле модели Т150. На следующий год перешел в «Альфа Корсе», лидировал в Ле-Мане с 12-круговым преимуществом, но был вынужден сойти из-за технической неисправности.

По завершению войны пробовал силы за рулем «Мазерати», но в 1947 году решил вернуться в «Скудерию» и стал первым не итальянцем, кто защищал цвета заводской команды «Феррари» в гран-при. В 1950 году, все еще пребывая на пике карьеры, Соммер не сумел отказаться от предложения итальянцев выступить на гоночной машине ГП1-49, которая выиграла все три гонки, в которых участвовала до этого. Раймон продолжил серию, одержав победу в заезде Ф2 в Бремгартене. Следующая гонка (на «Купере» на одной из небольших французских трасс) стала для звезды своего времени последней.

1948. День рождения Харальда Эртля.

harald ertl

«Гонки гран-при нередко показывают, на что готовы для достижения первого места люди, участвующие в соревнованиях. Часто бывает, человек там сталкивается с большим количеством разочарований, а успехов не видно на горизонте. Пример этому – Харальд Эртль.

Он родился в австрийском городке Целль-ам-Зее в 1948. Поступил в ту же самую школу, интернат в Бад-Озее, где учителя уже натерпелись от двух экстраординарно трудных студентов из высшего сословия. Это были Йохен Риндт и Хельмут Марко.

После окончания школы Харальд вместе с семьей переехал в Мангейм в Федеральной республике Германии. Там Эртль очень скоро заинтересовался соревнованиями Формулы Ви, основанной на базе автомобилей «Фольксваген Жук». Через Формулу-3 и Формулу-2 он пришел к гонкам гран-при, но это заняло много времени. Гораздо больше, по сравнению с его конкурентами, потому что Эртль был частным водителем. Часто в его распоряжении находилось самое только доступное оборудование, он привык разглядывать дно своего нестрадающего излишней полнотой кошелька. В 1975 Харальд Эртль сел за руль автомобиля гран-при. Это был «Хэскет», контракт был подкреплен деньгами пивоваренного завода «Варштайнер» и компании «РТЛ». Итогового восьмого места в гонке Эртлю было достаточно, чтобы выступать за команду лорда Хэскета из Таукестера в течение следующих двух лет, но это стало путем вниз, после того, как Джеймс Хант оставил их. Многообещающая карьера внезапно совершила временную остановку в середине 1977, потому что механики команды ушли в "отпуск" за 50000 марок, оплаченных спонсором Эртля. Это не могло остаться незамеченным. В середине сезона Харальд оставил коллектив.

drm78norisНовым испытанием в гонках стали старты на седане «БМВ» 2002 Турбо. В 1977 году Эртль сел за руль одной из машин команды братьев Шнитцер из Фрайлассинга, расположенного недалеко от Зальцбурга. Спонсором Эртля стал производитель очков «Роденшток». Стоит отметить, что у двигателя той машины было только 1400 см3, но почти 400 л.с., и по этой причине считалось, что агрегат сей стал предшественником баварского двигателя для Формулы-1, который в начале восьмидесятых использовали команды «Брэбэм», «АТС». С осени 1977 Эртль выступал на этапах немецкого чемпионата ДРМ (предшественник ДТМ) в составе «Шнитцер».

В начале карьеры Эртля Ники Лауда высказался о непрофессиональном отношении своего соотечественника к гонкам : "Я постоянно наблюдаю, как он прибывает за пять минут до начала практики и уезжает спустя пять минут после финиша, всегда в обнимку с подругой. Когда он успевает поработать над своим автомобилем?" (Эртль был среди тех гонщиков, что вытаскивали Лауду из горящей "Феррари" на Нюрбургринге) Однако в 1978 году Харальд умудрился добыть чемпионский титул в ДРМ, попутно отращивая свои знаменитые усы, за которые получил прозвище «Рюбецаль».

Появились средства для нового проекта в Формуле-1. Компания «Закс» стала новым спонсором и на техническом, и на коммерческом фронтах. Этот известный производитель сцеплений и амортизаторов обеспечивал поддержкой видавший виды «БМВ» 320 Турбо, доставшийся «Шнитцеру» и Эртлю от заводской команды.

Во второй уик-энд июля 1978 года, в то время как его коллеги из Формулы-1 принимали участие в британском Гран-при в Брэндс-Хэтч, Харальд Эртль готовился к гонке ДРМ на рулежных дорожках аэропорта Кассель-Кальден. В самом разгаре лета на этом открытом всем ветрам месте холодно. По небу бродят облака, дождя нет. «Погодка ужасная", – говорит Эртль, входя в палатку перед грузовиком «Шнитцер». Механики уже вовсю работают над автомобилем, а гонщик просто бросает свой синий шлем в кабину.

Эртль почти всегда в хорошем настроении. Выглядит настоящим щеголем в своей синей рубашке и темно-синих брюках, будто только что сойдя с рекламного плаката «Закс». К спортсмену подходит маленький мальчик и просит автограф. Харальд ищет лист бумаги, уже хочет взять пресс-релиз о его возвращении в Формулу-1 в Хокенхайме, но тут находит блокнот на крыше своего «БМВ», который, очевидно, использовался механиком для примечаний. За час до начала тренировки гонщик заходит в прицеп команды, чтобы облачиться в комбинезон. Затем по кругу обходит свою машину, как Дэнни Халм из «МакЛарена».

Журналист Фриц Данко заходит в шатер коллектива. Росчерк стенографии, несколько вопросов – Эртль отвечает коротко и спокойно. Снова и снова за автографом подходят болельщики.

Тридцать минут до начала.

Механики меняют обвес спереди и сзади. Передний бампер, который был поврежден на тренировке, заменяют листами стекловолокна. Я стою около Эртля и Данко, когда механики оживляют двигатель «БМВ». Теперь разобрать можно только фрагменты беседы из-за шума.

За двадцать минут до старта из громкоговорителя доносится: "Внимание! Пилоты второго дивизиона – на стартовую решетку!"

Механики, прежде отпускавшие шутки, теперь притихли. Эртль снова подписывает автографы, потом идет к своему автомобилю, 320/2, как его называют в команде (у Харальда сразу две машины).

"Внимание! Последнее предупреждение! Пилоты второго дивизиона – на стартовую решетку!"

Но усач, стоящий около меня, не показывает признаков нервозности. Я спрашиваю его о новом проекте в Формуле-1, который он планировал с боссом «Закса» под знаменами команды Мо Нанна.

– Все нормально. Но уровень конкуренции там очень высок.

– Волнуетесь насчет предквалификации? – наивно уточняю я.

– Это мы уже проходили. Теперь место на старте за нами закреплено.

Наш короткий диалог проходит под грохот нескольких рычащих моторов. Эртль уже с бирушами в ушах. Он садится в машину и выезжает на старт. По возвращению в гараж настроение у спортсмена было, как обычно, отменное: в Кассель-Кальдене он выиграл квалификацию, победил в гонке и показал быстрейший круг.

drm1978Hockenheim Ertl

Две недели спустя Харальд Эртль снова выиграл за рулем «БМВ» 320 Турбо. На сей раз гонку поддержки немецкого Гран-при на Хоккенхайме. Там он проводит убедительное возвращение в Формулу-1. После долгого сражения с Жилем Вильневом он уже занимает шестое место. Первый зачетный балл в чемпионате мира был совсем близок – но отказ двигателя настиг Эртля за три круга до финиша на входе на «Мотодром». Когда Харальд вылез из машины и снял свой знаменитый синий шлем, толпы на трибунах буквально взорвались овациями. Такого приема не удостоился даже победитель гонки Марио Андретти.

К сожалению, Харальд Эртль не смог утвердиться в гонках гран-при, и был вынужден полностью сконцентрироваться на гонках легковых автомобилей, перейдя в команду Эриха Цаковски, где ему достался «Форд Капри Турбо».


Вечером 7 апреля 1982 года, когда на улице было необычайно холодно для этого времени года, ведущие немецкие новостные каналы передали печальное известие. В авиакатастрофе погиб любимец публики, знаменитый усач Харальд Эртль».

 Клаус Эвальд

Фото: forum-auto.com, speedweek.de