Летопись автоспорта
30 августа
- Подробности
- Категория: Летопись автоспорта
- 30.08.2011 07:40 Просмотров: 1117
Брюс МакЛарен, Игнацио Джунти и приключения Михаэля Шумахера в Спа
1920. Эрнст Фридрих на «Бугатти» Тип-13 Брешиа выиграл Международный кубок в классе автомобилей с малым рабочим объемом двигателя (Coupe International des Voiturettes) на 17-километровой трассе в Ле-Мане после того, как лидировавший «заводской» экипаж марки был дисквалифицирован.
1937. День рождения новозеландского гонщика и конструктора Брюса Лесли МакЛарена. Команда «МакЛарен» добилась значительных успехов в Формуле-1, а ее основатель ковал победы в соревнованиях спортивных машин и, прежде всего, в Кан-Аме, первенстве с наиболее свободным техническим регламентом. МакЛарен добивался успеха и в Ле-Мане, и в Индианаполисе.
Спортивную карьеру Брюс начал в горных гонках в 15 лет, как только получил права. Затем последовал дебют в шоссейно-кольцевых заездах. Со времен выступлений на машинах класса Формула-2 будущий владелец команды начал самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобилей. На Гран-при Новой Зеландии 1958 года выступления гонщика были высоко оценены Джеком Брэбэмом, которого спортсмен назвал своим «крестным отцом», и Брюса решили отправить в Европу, чтобы там он защищал честь своей страны. В Англию Брюс переехал вместе с механиком Колином Бинландом в марте 1958 года.Вскоре его примеру последовал и Дэнни Халм, с которым МакЛарен позднее устроил знаменитое «шоу Брюса и Дэнни», выигрывая все подряд в том самом Кан-Аме.
Первый громкий успех в Старом свете пришелся на Гран-при Германии 1958 года, в котором МакЛарен участвовал на машине «Купер» класса Ф2. На маломощной технике спортсмен смог финишировать пятым в общем зачете. В 1959 году вместе с Брэбэмом новозеландец перешел в категорию Ф1 и вскоре добился своего первого триумфа в гран-при, выиграв заезд в США. В 1965 году Брюс решил последовать примеру отца и вложить деньги в станцию техобслуживания. Выбор пал на уже построенную базу в Те Атату, пригороде Окленда. Вскоре была учреждена фирма «МакЛарен», существующая до сих пор. В 1966 она дебютировала в личном чемпионате мира, и Брюс смог победить на машине собственной конструкции в Гран-при Бельгии 1968 года.
Интересно, что в том заезде впервые в чемпионате мира на машинах появились антикрылья – на машине «Феррари» Криса Эймона, с которым Брюс выиграл Ле-Ман в 1966 году. Однако волю своему конструкторскому мышлению МакЛарен мог предоставить по другую сторону Атлантики. В то время даже такой опасный вид автоспорта, как Ф1, был в тени Кан-Ама, где фантазия изобретателей ничем не ограничивалась. Не удивительно, что такие знаменитые гонщики, как Джеки Стюарт или Джон Сертиз, с удовольствием пересаживались из машин Формулы-1 в более продвинутую технику. Антикрылья, эффект земли, турбонаддув начали активно применяться именно в этом первенстве, проходившем по требованиям Группы 7 – свободной формулы. Лишь с организацией новой Формулы-5000 гоночные автомобили вновь стали быстрее спортивных. Но это произошло уже после ухода МакЛарена.
В Кан-Аме самым успешным для команды «МакЛарен» стал сезон 1969, когда оранжевые прототипы выиграли все 11 гонок из 11. Автомобили новозеландца не были так инновационны, как белые «Чапарралы» Джима Холла, но приемлемая конкурентоспособность и чрезвычайная надежность помогала оранжевым постоянно быть на высоте.
«Романтика Кан-Ама»:
1941.День рождения итальянского гонщика Игнацио Джунти. Карьеру начал в горных гонках за рулем «Альфа-Ромео» ГТА. В 1968 году пересел за руль спортивной машины «Альфа-Ромео» Т33, стал вторым в Тарга Флорио и четвертым в Ле-Мане. В следующем сезоне смог опробовать в деле «Феррари» 512Т и быстро приобрел статус весьма перспективного гонщика. В 1970 году дебютировал в составе заводской команды «Феррари». За победы в Себринге и на Тарге Флорио получил возможность выйти на старт этапов личного чемпионата мира за рулем третьей машины Скудерии. В дебютном гран-при (Спа) финишировал четвертым. Сезон-1971 стал последним. В Буэнос-Айресе прототип «Феррари» 312ПБ, которым управлял Джунти, врезался в машину соперника и загорелся.
1992. Гран-при Бельгии. Спа. Первая победа Михаэля Шумахера в Формуле-1. Гоночные выходные начались с серьезной аварии, в которую попал Эрик Кома в Бланшимоне в пятницу. В тот же день определилась стартовая решетка, так как квалификационные заезды в субботу смыл дождь. Это не остановило Герхарда Бергера, который разложил свой «МакЛарен» в О'Руж.
Гонка началась под хмурым небом. С первыми же каплями дождя Найджел Мэнселл наведался к механикам за «мокрыми» шинами. Спустя некоторое время примеру последовал и Риккардо Патрезе. Это оставило в единоличных лидерах Айртона Сенну, который понадеялся на то, что погода разгуляется. Но дождь припустил с новой силой, и лидеру пришлось сворачивать в зону обслуживания. Мэнселл и Патрезе привычно заняли первую и вторую позиции, а Шумахер стал третьим. Затем уже Михаэль опередил соперников, раньше остальных перейдя на шины для сухой трассы. Мэнселл после своей остановки оказался позади немца, попробовал догнать соперника, но забарахлившая система выпуска воспрепятствовала развитию интриги в гонке. Так Шумахер добыл свою первую победу в Формуле-1, а Мэнселл с Патрезе принесли Кубок конструкторов доминировавшей в том сезоне команде «Вильямс».
1998. Гран-при Бельгии. Спа-Франкошан. Памятный завал на старте и приключения Михаэля Шумахера на трех колесах.
Фото: carlosghys.be, drivesouth.co.nz