Зрелищная экономия
Норвегия вернулась в календарь чемпионата мира по классическому ралли, чтобы стать единственным снежным этапом в этом году. Отправной точкой служил город Хамар, что в 130 км к северу от столицы страны Осло, а удаленный парк-сервис располагался близ города-крепости Конгсвингер, окрестности которого заселены выходцами из Финляндии. Так что пилоты «Форда» Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала, должно быть, чувствовали себя здесь, как дома.
Для россиян второй этап WRC стал особым благодаря дебюту в полузаводской команде молодого российского пилота Евгения Новикова, которому на восьми стартах сезона предстоит защищать цвета молодежного состава «Ситроена». Оговоримся, что наполеоновских задач перед этим специфическим ралли никто перед нашим пилотом не ставил.
Помимо Новикова повышенный интерес у публики вызывало, конечно, возвращение Петтера Сольберга. Несмотря на то, что в распоряжении норвежца был старый автомобиль «Ситроен-Ксара», его никто со счетов не собирался сбрасывать. Не стоит забывать, что на прошлом Ралли Норвегии эта машина под управлением Джиджи Галли уверенно держалась в ритме «Фордов»… И двухкилометровый «супер-спешиал», проложенный на столичном ипподроме, на радость местной публике выиграл именно Сольберг-младший.
Вообще, Норвегия страна загадочная, леса ее полны безмятежности, фьорды хранят секреты, рассказанные волнами Норвежского моря. Естественно, заурядным ралли здесь не место – обязательно найдется что-то удивительное. Вот, например, шинный монополист «Пирелли» приготовил для снега обычные широкие шины вместо специальных узких. Эстеты, конечно, возразят, мол, раллийные машины на тоненьких колесиках выглядят ужасно. А местные тролли намекнут, что сделано это ради экономии – не нужно заказывать специальные узкие диски ради одного-единственного этапа. Но и зрелищность тут сыграла не последнюю роль. Узкая шина легко пробивает слой снега и цепляется за лед, в то время как на широких «лаптях» пилотам приходится скользить. Вот и готов рецепт коктейля под названием «Зрелищная экономия». Так кто же быстрее адаптируется к очередной сомнительной новинке?
Перехитрил
Претенденты расставились по местам на первом же полновесном СУ, где испытание предстояло очень серьезное – мягкий снег и широкие повороты без высоких снежных отбойников. Секундная заминка – и ты уже в канаве, но ехать здесь на пределе – непозволительная роскошь. Следующий участок – Киркенаер – один из любимых у зрителей, ибо с одной точки видны значительные куски дистанции, состоящие из прямых с многочисленными трамплинами и великолепных шпилек. Дальше Финнскоген – «Финский лес». Местами узко, практически везде снег слишком мягкий, но потрясающие декорации стоят того, чтобы проехать этот двадцатикилометровый СУ. И венчал короткую пятничную программу Конгсвингер – загадочный спецучасток, сочетающий в себе накрученные безлюдные лесные дорожки и, будто в противовес им, прямо посередине маршрута, очередной выезд на ипподром, трибуны которого ломятся от зрителей…
В этих непростых условиях Микко Хирвонен и Себастьян Леб сразу же обозначили свои притязания на победу, развернув нешуточное сражение с самого утра. После первого прохождения пятничного маршрута преимущество гонщика «Форда» над его соперником из «Ситроена» было микроскопическим – всего четыре секунды, и при этом француз жаловался, что на снегу не может держать ритм финна. Других претендентов на победу, фактически не было: Яри-Матти Латвала после неудачного ирландского этапа и не скрывал, что в атаку лезть не собирается и будет доволен местечку на подиуме.
После обеда наступил черед частников на «Шкоде-Фабия WRC» удивить публику. Впрочем, лучшее время Пера-Гуннара Андерссона, знакомого болельщикам по выступлениям в прошлом году за «Сузуки», может объясняться тем, что к тому моменту, когда подходила его очередь – а стартовал он из второго десятка – на дороге уже образовались достаточные колеи, чтобы в поворотах шины могли за них цепляться.
По этой же причине Хирвонен решился на тактические игры. На последнем допе он потерял по отношению к Лебу сразу восемь секунд, позволив французу выйти в лидеры ралли. Сразу после финиша спецучастка финн объяснил, что темп упал из-за катастрофического износа задних шин, но вечером признался – решил уступить первое место, чтобы в субботу ехать по колее, оставленной машиной Себа, а не прокладывать дорогу по снежной целине самолично. Тогда финну казалось, что это сделает его задачу немного легче…
Борьба на грани фола
Субботу открывал самый любимый участниками СУ10 – 25 километров среди огромных сугробов высотой под два метра. Лидеры «Ситроена» и «Форда» так увлеклись дуэлью на пределе человеческих и технических возможностей, что финишировавший третьим Латвала проиграл им почти 15 секунд! Ситуация не изменилась и на следующем СУ, проложенном близ горнолыжного курорта в Лиллехаммере, где изюминкой стал гигантский трамплин на самом финише. Тот же Латвала, впечатленный темпом Хирвонена и Леба, а также оставленными ими отметинами на сугробах, выразил опасения, что добром эта дуэль не кончится. К слову, у машины Себа после прохождения утреннего маршрута задний бампер держался на честном слове – результат яростных атак снежных брустверов. Но главным итогом первых субботних допов был провал тактических планов Микко – первопроходец Себастьян спокойно выигрывал все участки подряд.
Предобеденный СУ принимал Хамар – прямо в сердце старого города был проложен короткий маршрут. Из серьезных происшествий стоит отметить сход из-за проблем с трансмиссией частной «Шкоды-Фабия» уверенно державшегося за квартетом заводских пилотов Пера-Гуннара Андерссона.
Повторный проезд разбитого шипованными шинами первого СУ преподнес интересные результаты: Леб с Хирвоненом уже не могли атаковать на пределе и уступили Хеннингу Сольбергу более полуминуты. Видимо, за удачу старшего брата расплатился Петтер – на финиш СУ он приехал на трех цилиндрах. А под вечер, наконец, разогнался Яри-Матти Латвала – мягкие пружины оказались верным выбором.
Для Евгения Новикова день начался неудачно. Судьи добавили к его времени минуту штрафа после заминки с обслуживанием автомобиля в сервисном парке, а затем начались проблемы с техникой. Вообще, все норвежское ралли нельзя занести в актив юниорской команды «двойных шевронов» – прошлогодний чемпион юниорского зачета Себастьян Ожье также ехал крайне нестабильно, испытывая аналогичные трудности с машиной. Так что, несмотря на то, что Евгений в абсолютном зачете уступил своим напарникам по команде Ожье и Раутенбаху, его можно признать удачным. Несмотря на первостепенную задачу просто добраться до финиша, Евгений смог показать второе время на СУ9 – результат, которого не удалось добиться ни одному из «юниоров». Ожье разрешили атаковать на последних участках, но он не выдержал высокого темпа и вылетел с трассы.
Сверхскоростной бульдозер
На воскресение была отведена самая протяженная часть маршрута. Более того, 15 февраля экипажам предстояло покорить самый длинный во всем чемпионате, более 4 километров, отрезок «газ в пол». Что любопытно, максимальную скорость в 208 км/ч здесь показал Сольберг-младший на старой «Ксаре».
Существенное влияние на итоговые результаты утренних СУ оказал выпавший ночью снег. Широким шинам было трудно пробить эту снежную подушку, и стартовавшие первыми оказывались в роли «бульдозеристов». На первом утреннем участке Хирвонен отыграл было у Леба шесть секунд, но на следующем же допе вновь отпустил француза. Своеобразный четырехкилометровый драг-рейсинг удался финну лучше, но Себ проиграл всего секунду.
Хирвонен ринулся в атаку на последних трех СУ, где при повторных проездах под колесами была уже снежная каша, приправленная гравием. Расчищавшему все это Себу-«бульдозеристу» пришлось не сладко, и Микко снял более шести секунд на 30-километровом допе «Валер» – несмотря на очевидный риск угробить шины задолго до финиша, он мчался под лозунгом «все или ничего». Перед последним спецучастком Хирвонена и Леба разделяли всего семь секунд. И француз своего не упустил, а финну для победы в Ралли Норвегии не хватило именно тех восьми секунд, он потерял вечером в пятницу, выгадывая так и не оправдавшую себя вторую стартовую позицию.
Очередной этап вновь доказал, что сейчас равных Себу просто нет. На асфальте с пилотом «Ситроена» никто спорить не в состоянии, но и там, где финны должны чувствовать себя, как в своей тарелке – в конце концов, на предыдущем этапе в Норвегии «Форд» оккупировал весь пьедестал почета – француз умудрился увести победу у них из-под носа. А ведь в зимних ралли он за всю карьеру побеждал лишь однажды – в 2004-м в Швеции. Остается лишь возложить надежды на гравийные этапы с применяемыми на них тактическими играми. Таких в календаре целых девять, так что все еще впереди!