Словарь
На-ка дуй!
- Подробности
- Категория: Термины
- 26.01.2012 18:04 Просмотров: 3952
Или кое-что о воздухозаборниках
Как ни странно, на идею о данной заметке наталкивают новости о дебюте нового прототипа «Тойота ТС030». Точнее, некоторые неуместные заимствования заграничных терминов.
Если в случае со «сплиттером» (а точнее, рассекателем) или со «спойлером» (интерцептором, а если еще понятнее, то с возмутителем [потока, конечно] или прерывателем) все более менее понятно, то что делать с таким зверем, как NACA duct?
Перевести данное словосочетание дословно не представляется возможным – слишком много пояснений потребуется. Допустим, читатель как-нибудь перебьется, домыслив идею данного приспособления, ведь в слух произносить это название его никто не заставляет.
А как же быть, например, комментаторам, которым вдруг потребуется произнести в эфире название этой штуки? На-ка дукт?
Естественно, в русском языке существует вполне приемлемая альтернатива, вполне раскрывающая смысл работы данного устройства.
Вышеупомянутый NACA duct – это всего лишь «утопленный воздухозаборник».
NACA - National Advisory Committee for Aeronautics (амер. – Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию). Именно в недрах этой организации начали испытывать воздухозаборники, которые не должны были существенно увеличивать лобовое сопротивление.
На первых вариантах утопленного воздухозаборника (УВ) его кромки были параллельны, и результаты опытов не порадовали конструкторов. И лишь после добавления ставшего в последствии знаменитым расширяющегося горла, эффективность возросла. Но и после этого элемент годится лишь для охлаждения радиаторов вспомогательных систем. Специалисты Комитета составили таблицу, по которой можно вычислить все размеры УВ для каждого конкретного случая (зависимости от длинны, ширины и прочих параметров)
Размещать УВ для забора воздуха выгодно лишь в областях повышенного давления (собственно, там, где у обычной машины располагалась бы радиаторная решетка). Иначе такое отверстие никогда не прокачает достаточный объем внутрь кузова и будет глотать лишь пограничный слой, скорость которого слишком мала.
Часто УВ располагают в задней части машины, в области низкого давления. В этом случае такое отверстие превращается в «форточку», через которую отводится горячий воздух.
Главное достоинство утопленного воздухозаборника состоит в том, что он не создает лишнего сопротивления набегающему потоку. На прототипе «Тойота ТС030», как и на «Пежо 908», УВ служит для подвода холодного потока к тормозным механизмам.