Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Словарь Термины Кубки, первенства и прочее

Словарь

Кубки, первенства и прочее

vw fun cupЗакрытая серия или открытый чемпионат?

vw fun cupКак известно, время убыстряет свой шаг. С каждым днем все сложнее успеть все сделать так, чтобы потом не было желания что-то исправить или вообще начать заново. Вот и в сфере СМИ вычислительные способности мозга обычного редактора и его скорострельность бьет все мыслимые рекорды. Конвейер новостных лент не терпит осмыслений. Быстрей, быстрей, быстрей – а лишний смысл может подождать.

Правда, есть бездельники, которые любят не только внимательно читать объемные тексты, но и вдумываться в то, о чем идет речь. А уж если у них воображение не зачахло под действием электромагнитных волн, излучаемых телевизором, то новости и более-менее глубокие аналитические статьи им лучше не пересматривать, чтоб не расстроиться.

Томатный огурец, железная пластмасса – нелепо. А «серия Суперкубок Порше» или «серия WEC»?

Часто такая нелепица идет от банальной безграмотности, а вовсе не от желания поделиться какой-то действительно горячей, важной новостью.  

А для грамотного и понятного освещения достаточно лишь помнить о различиях между чемпионатом и серией, держать в голове пару примеров. И не нужно будет изобретать глубокомысленных фразеологических конструкций на пол-листа.

Долгое время понятия «серия» в нынешнем ее значении не было. Зато существовали разнообразные кубки, в которых могли участвовать машины лишь определенной марки или даже определенной модели. Если есть желание, но нет подходящей машины, на старт вас не выпустят ни под каким предлогом. Пример кубка – «Прокар», в котором участвовали автомобили «БМВ М1». По большому счету, в кубке можно стартовать и на отдельных этапах, а четкой обязательной для всех заявки на целиковый сезон нет. Пример – тот же Суперкубок «Порше». Такой подход обеспечивает постоянный приток новых спортсменов, которые при должном уровне мастерства могут спокойно закрепиться в первенстве. Часто гонщики выбирают для дебюта свои домашние трассы, что помогает еще сильнее обострить борьбу в лидирующей группе.

С серией (series – серия гонок) все гораздо сложнее. Чаще всего это уникальное первенство со своим собственным набором технических требований. Туда нельзя прийти просто со своей машиной или даже заявиться на отдельный этап. Набор гонщиков утверждается до начала сезона, и неожиданных «гостей» ждать не приходится. Команды делают лишь вынужденные замены в случае, если спортсмен получил травму или, что бывает чаще, не может найти денег для дальнейших выступлений.

Яркие примеры серий – ДТМ и, как ни странно, Формула-1, которая стала таковой с 1981 года. Конечно, у Ф1 есть титул «чемпионата мира среди гонщиков», но это больше похоже на дань истории. Если это действительно ЧМ, в котором выявляется сильнейший в мире спортсмен, то почему многие реально одаренные гонщики вынуждены сидеть в запасных или околачиваться в младших сериях, ожидая пока освободится хотя бы одно заветное место? Та же история касается и команд. Система «закрытого клуба» играет против любой серии. В чемпионате любому перспективному таланту возможно было бы объединиться с работоспособной командой инженеров-конструкторов и ввязаться в борьбу лидеров. А исключить вероятность появления откровенно слабых коллективов обеспечивает квалификация. Впрочем, если бы она реально работала, то некоторых дружин давно бы и не было.

Яркие исключения – Le Mans Series и Belgian Touring Car Series. В обоих случаях организаторы были вынуждены применить хлесткое словечко «серия» для удобства построения аббревиатуры. Кроме того, чемпионатом эти первенства назвать было нельзя, так как они не имеют ни национального, ни континентального статуса.

Что такое чемпионат? Это первенство, часто использующее открытый технический регламент, не запрещающее заявок гонщиков на отдельные этапы. Яркие представители чемпионатов – разнообразные национальные ГТ, легковые первенства, Ф3. Купив «Феррари» 458 или «Порше» 911 ГТ3 Р, можно спокойно проверить свои силы на этапе Британского ГТ, потом съездить на этап Бриткара, закрепить пройденное в ГТ Мастерс, а потом принять участие в одном из заездов Чемпионата Европы.

Казалось бы, такой подход должен обеспечить популярность. Однако в нем заложен большой риск для организаторов. Нужно быть полностью уверенным в том, что каждая гонка соберет достаточное число участников. К сожалению, такое возможно лишь на клубном уровне, где все держится на энтузиазме любителей автоспорта. Стоит только задуматься о более масштабном мероприятии, как в процесс вмешиваются рекламодатели, которым необходимы гарантии. Так из нормального чемпионата ДТМ когда-то стал куцей серией.

Можно сказать, что серия в большинстве случаев является лишь рекламным инструментом, оперирующим былыми достижениями. Кубок – гораздо более спортивное состязание, но, к сожалению, лишенное борьбы конструкторов. Лишь чемпионат является в полном смысле вершиной, где сражение идет на всех уровнях: борются гонщики, инженеры, конструкторы.