Спортивные
Мастер-класс от Ульриха
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 18.06.2012 22:03 Просмотров: 737
Быстрый, но невыгодный в плане рекламы прототип пропускает вперед инновационный автомобиль из-за проблем с трансмиссией
80-е издание марафона в Ле-Мане оказалось окрашено в цвета «Ауди». В этом мало кто сомневался еще задолго до старта. После внезапного ухода «Пежо» место «львов» никто занять просто не мог. Даже колоссальные возможности «Тойоты» не могли обеспечить борьбу на равных. Правда, выступление японцев уже заставило нервничать фаворитов – сразу после финиша один из ингольштадцев так и заявил, что у конкурентов было «нечестное преимущество» в плане гибридных технологий. Что же будет в следующем году?
Скорее всего, следующий сезон станет последней возможностью блеснуть для турбодизеля – боссы спортивной программы «Ауди» уже вслух размышляют о том, как хороши их бензиновые двигатели с непосредственным впрыском ТФСИ (TFSI). Но пока в распоряжении чемпионов тяжелое топливо. И оно, вместе с электромоторами и маховиком, снова привело к победе.
Гибрид «е-трон» был медленнее обычной «ультры», но, как ни странно, оказался гораздо надежнее. Это, вместе с очевидной ставкой на новые технологии, и привело к победе. Как выразился еще до старта Ульрих, «если вдруг у «е-трона» совсем не будет шансов на победу, тогда первое место достанется быстрейшему из остальных экипажей»
«Ультры» выбыли из борьбы за победу в первый же час. «Трешка» заехала на внеплановую остановку, а «четверку» вовсе закатили в гараж для проверки.
«Е-троны» выбрались на оперативный простор и лишь в самом начале слегка подгонялись «Тойотой» Стефана Сарразана. На прямых японские прототипы были быстрее, но толку от этого было мало.
Через два часа «е-троны» оторвались от «Тойот», которые по темпу начали им уступать. Японские прототипы после нескольких остановок отошли на четвертое-пятое места. В «Тойоте» не могли похвастать экономичностью – их отрезки длились по 9 кругов, столько же, сколько и у простых «Ауди». «Е-троны» заезжали на оборот позже.
В субботу единственные крупные неприятности приключились с «двойкой» на третьем часу гонки, когда из-за постороннего предмета, попавшего меж рычагов подвески, пришлось загонять машину в гараж для небольшого ремонта. Скорее всего, дело в необычной для «Ауди» конструкции подвески с тянущими штангами на задней оси, впервые использующимися на «Р18». На трассу машина вернулась пятой.
«Трешка» снова отправилась на длительную остановку, что немного неожиданно вывело «Тойоту» Лапьера на второе место. Уверенно провел свою вахту новичок Ле-Мана Себастьен Буэми, ставший третьим.
На четвертом часу заезда случилось непонятное. «Тойоты» серьезно приблизились к «Ауди» и начали прессинговать лидирующий экипаж. Скорее всего, немцы попросту решили раздразнить соперников, чтобы те, почуяв успех, перешли некоторый допустимый барьер риска. Дальнейший ход гонки доказал, что «е-трон» и «ультра» могли идти гораздо быстрее. Подождать бы японцам до ночи, когда изменения в температуре асфальта и, главное, плотности воздуха могли добавить темпа. Однако все пошло совсем иначе.
Переломный момент всей гонки – авария Энтони Дэвидсона. Можно оставить за бортом рассуждения виноват ли гонщик «Феррари» Пьерджузеппе Пераццини (смещался/не смещался, видел/не видел обгон), полезны ли эти плавники (не способствуют ли они сам по себе перевороту, когда верхняя часть машины тормозится). Энт «Муравей» уже неоднократно отмечался опасными маневрами. В «Пежо» все обходилось и сопровождалось только восторженными возгласами. На этот раз контакт – занос – полет – и удар в барьер безопасности. И это в самом скоростном повороте трассы. Не удивительно, что гонщик повредил спину. В прошлом году он сломал ключицу после неудачного падения с велосипеда. Так что, возникали серьезные опасения по поводу осложнений травмы. Теперь на восстановление уйдет около трех месяцев.
Что касается причины аварии, то можно сказать, что совпали самые опасные слагаемые для полета – высокая скорость, внезапная смена расположения кузова в потоке и, главное, плоское днище. Часто ли взлетали прототипы Группы «Ц»? А скорости были повыше, чем сейчас. Не зря говорят, «как фанера над Парижем». Туннели под брюхом прототипа раньше тормозили поток получше, чем безобразный плавник. При этом сопротивление потоку шло не сверху машины (появляется опрокидывающий момент), а снизу.
А незадолго до этого устрашающего момента «Тойота» даже успела полидировать в гонке. Это Лапьер устроил увлекательную дуэль с Трелуйе. Несмотря на тот факт, что в этот момент «Ауди» шли в странном темпе, такое достижение не могло остаться незамеченным. Да, дебют «Пежо 908» с его «серебром» 2007 года был заметнее. Да, сразу после возобновления гонки Казуки Накадзима повредил машину в аварии с «Дельта-Крылом», которого просто не было видно в зеркала. Да, затем потребовался почти час на замену генератора и диагностику. Да, в итоге прототип вовсе сошел из-за проблем с двигателем. Но в следующем сезоне удар должен быть мощнее, и «Ауди» нужно что-то готовить в ответ.
Во-первых, это была первая (!) гонка для новейшего спортивного автомобиля «Тойота ТС030» со сложнейшей системой рекуперации энергии, интегрированной в трансмиссию. Такая техника (точнее, ее электронная начинка) просто не могла проехать всю гонку без заминок.
Во-вторых, «Тойота» продемонстрировала, что заводская команда вполне может соревноваться с турбодизелями на бензиновом моторе. Почти такой же, серии К (RV8KLM), используется на машинах «Ребеллион». Но у него выше центр тяжести¸ и он не такой мощный. Ясно, что за год в этой области все можно довести до ума. Особенно, в плане надежности.
Многие могут назвать нынешнее выступление японцев провалом, но среди аналитиков уже пошли разговоры о том, что в следующем сезоне Ингольштадт должен опасаться серьезнейшего реванша. Не зря, верно, в этот раз все четыре «Ауди» так картинно пересекали линию финиша – в ближайшее время повторить подобный кадр будет просто невозможно.
Но вернемся в день сегодняшний. Не все было гладко в армии Дарта Ульриха. Один его звездолет прилет в корму несчастной «ящерке», «Порше» команды «Флаинг Лизард», который лидировал в классе ГТЕ-Ам. Инцидент произошел в змейке «Мюльсан». И «тройка» «Ауди» слишком странно ушла прямиком в барьер без каких-либо попыток повернуть. Возможно уже тогда «Порше», позже пригоревший на пути в гараж, поливал трассу маслом. Но все могло объясняться и проблемами на борту «Ауди» - об этом стало понятно гораздо позже. Так или иначе, но Ромену Дюма пришлось вылезать из машины и отрывать носовой обтекатель, чтобы его обломки не сыпали на дорогу. Затем «ультра» медленно поковыляла к механикам. Этот инцидент окончательно вывел из борьбы за победу фаворитов обычного турбодизельного лагеря. Ульрих и стоявшие за ним маркетологи могли вздохнуть спокойно.
Во время нейтрализации гонки из-за аварии Дэвидсона и длительного ремонта защитного рельса безопасности свои остановки успели провести «единичка» «Ауди» и остававшийся в строю экипаж «Тойоты». Это помогло им отыграть около 2 минут разом, так как все остальные преследователи оказались отсечены другим автомобилем безопасности (а их в Ле-Мане бывает три машины одновременно). Однако сразу после рестарта сидевший за рулем «ТС030» Накадзима не увидел в зеркалах ТС «Дельта-Крыло» и отправил то в стену, заодно повредив своей машине корму. Одной остановкой дело не решилось, и купе надолго закатили в гараж для ремонта. Ночью японский автомобиль вовсе сошел из-за неисправности системы смазки двигателя.
После самоликвидации «Тойоты» «единичка» «Ауди» оказалась на оперативном просторе в одиночестве, так как молодежная «четверка» (хотя все условно, так как опыта за рулем «Р18» у того же тест-пилота Бонаноми поболее, чем у иных заводчан) отставала на круг, а ветеранская «двойка» из-за озвученных выше проблем проигрывала две минуты.
Первый тревожный звонок для «единички» прозвучал, когда начала сгущаться тьма – Андре Лоттерер разом потерял минуту, что позволило ветеранам сократить отставание на треть.
Затем в «Ауди» немного успокоились и решили не рисковать – визиты к механикам следовали размеренно. Лишь «четверка» сворачивала к гаражу лишний раз, чтобы очистить ветровое стекло от масла. Очередная заминка для «ультры» - как раз на руку «е-трону», который обезопасил себя от более быстрого родича лишним кругом. Это позволило лидерам почувствовать себя вольготнее и возобновить упражнения – Кристенсен приблизился к Фасслеру, но, конечно, еще не на позицию атаки.
И менее опытные ингольштадтцы помогли ветеранам сами – Лоттерер обтесал машину в связке «Порше» - лишняя остановка отбросила «единичку» на второе место, однако вышедшее на трассу трио автомобилей безопасности спутало карты, перемешало стратегии, и прошлогодние победители снова оказались на первой позиции.
Тяжело сложился выход на финишную прямую для «единички». Для начала приболел Бенуа Трелуйе. Фасслеру и Лоттереру пришлось работать за троих. А затем купе было повреждено при объезде развернувшегося прямо перед носом «Корветта». Механики набросились на «Ауди» как косяк некормленых пираний и сменили аникрыло в рекордные сроки, но мгновенно такую операцию провернуть невозможно. Так что ветераны снова приблизились на расстояние атаки, а затем вовсе вышли вперед. Фасслер попытался быстро отыграться, но тут же чуть было не выбил Кристенсена с трассы, скользнув в первой змейке на прямой Унодьер.
Все встало на свои места, когда за руль вернулся отдохнувший Трелуйе. Его напору не мог сопротивляться отмечавший день рождения Капелло, и стаус-кво в гибридном лагере был восстановлен. А вот на «ультры» продолжили сыпаться бедствия. На «четверке» свой нрав показала коробка переключения передач, заблокировавшаяся на переключении вниз. К счастью, вправить электронные мозги удалось, перезагрузив систему. Но эти проблемы не покидали обычный турбодизельный прототип.
Совсем скоро Марк Жене повторил в точности вылет Ромена Дюма. И здесь приходит на ум только одно объяснение – опять же заглючила коробка на переключении вниз. А вдруг и мартовская авария Тимо Бернхарда произошла по вине того же узла? Там все тоже происходило на торможении.
Так или иначе, но машина Жене была повреждена сильнее, чем у Дюма. Марк еле-еле добрался до гаража, и у механиков появилась работа на ближайшие 10 минут. К счастью лично для экипажа №3 все соперники вынуждены были замедлить темп. На трассе появились автомобили безопасности – приложил машину об отбойник Аллан МакНиш.
Да, попытка нагнать «единичку» дорого стоила ветеранам. И опять у них на пути возникло купе «Феррари». И опять команды «Лакшери». На сей раз прямого контакта не было, но шотландцу пришлось менять траекторию в скоростной связке, из-за чего машину занесло и кинуло на барьер. К счастью, она оказалась повреждена несерьезно, и ее отремонтировали гораздо быстрее, чем «трешку». Конечно, на этом борьба за победу была окончена. Оставалось только порадовать рекламщиков и картинно пересечь линию финиша.
В отсутствии фаворитов частного класса междусобойчик устроили представители «Ребеллион», которые снова отличались надежностью по ходу большей части гонки. Ранее именно этот компонент успеха часто отсутствовал. На этот раз оступилась только одна «Лола» - за несколько часов до финиша №13 долго просидел в гараже из-за сбоя в трансмиссии. Уверенно для первой гонки выступали в «Джей-Ар-Эм» - соперники были в пределах досягаемости. Но все же «Хонда» позволяла большее.
Коллектив «Стракка», главный фаворит, получил серьезный удар еще до гонки – коробка начала поливать трассу маслом на установочном круге, и узел пришлось заменять в самом начале гонки, на чем было потеряно более 5 кругов. Затем, ближе к вечеру, «Хонда» разогналась, Уоттс привычно показывал лучшие времена в бензиновом зачете. Утром команда Левениса нагнала беглецов из частного лагеря, но тут же снова отправилась на долгий ремонт, что и предопределило поражение. Однако именно этот экипаж был быстрейшим по холлу заезда. А в истории легче запоминаются именно красивые скоростные атаки, чем унылый доезд до финиша. Будет очень интересно посмотреть на эту команду, когда она получит полноценную поддержку от североамериканского отделения «Хонды» и Ника Уирта.
Главным разочарованием гонки можно назвать выступление «Пескароло». На собственном прототипе прямо перед гонкой сменили уже третий мотор, но и он продержался всего круг. Видимо, какое-то проклятие витает над монококом «Астон-Мартин АМР-Один». Он снова еле-еле прошел мизерную дистанцию. Но все же откатал больше, чем предки. На целых 13 кругов. Эпический провал «Джадда» продолжился и далее – на «Доуме», чья трансмиссия и без этого страдает от некоторых осложнений после установки мелкого 3,4-литрового блока. Правда, купе все-таки кое-как ехало по трассе, а вот Стюарт Холл из «03» больше комментировал гонку по ТВ, чем сидел за рулем.
Класс ЛМП2 наглядно подтвердил сказанное выше о темпе. Выиграть Ле-Ман, пытаясь экономить топливо и шины, можно было только лет 5 назад, когда в категории до финиша добирались на честном слове – раньше вообще многие утром заезжали в гараж и выходили обратно на трассу только для того, чтобы пересечь линию финиша. Сейчас все кардинально переменилось. Теперь, как и в старшем классе, это спринт длинною в сутки. И в нем справедливо побеждают те, кто ставит на скорость.
Старт остался за прототипами «Орека». Новичок Джон Мартин удержался на первом месте, и только «Морган-Джадд» Оливье Пла мог поначалу что-то противопоставить представителям фирмы Хью де Шонака.
Уже на втором часу силу продемонстрировал экипаж «Старворкс», четко обозначив свои претензии на победу. Невезучая часть команды «АФ Корсе», которая постоянно упускает победы в ЛМП2, на сей раз собралась и вывела свой экипаж в тройку лидеров. Бывшие лидеры из «АДР» все-таки не выдержали темпа и откатились в глубину пелотона после ошибок гонщиков и заминок на остановках.
Лидерство после трех часов перешло к «Оаку». Оливье Пла продолжал печатать быстрые круги, но больше других удивил Максим Мартен выбравшийся за свою смену из середины пелотона на второе место, оттеснив «Старворкс».
На четвертом часу выявился новый претендент на победу в лице «Прототипов Мерфи» Джоди Фирт и Уоррен Хьюз шли в очень хорошем темпе и начали подбираться к «Оакам».
Почин коллег по «Мерфи» поддержал дебютант Брендон Хартли, наглядно продемонстрировавший то, чему его научили в молодежных чемпионатах – скорость у него есть. На представителей «Оак» давление было оказано нешуточное. Борьба была бы еще острее, если бы «Хонда» команды «Старворкс» не отправилась на очередную дозаправку – чуть раньше, чем остальные.
Беды «Оака» начались ближе к 9 часу, когда гонщики «Мерфи» окончательно вышли в лидеры, оттеснив Пла, а Мартену пришлось заезжать лишний раз из-за пробитой шины. Приятно было наблюдать в непосредственной близости от первой тройки экипаж Романа Русинова, который сделал ставку на экономичность и длинные отрезки на одном комплекте шин. Такую же стратегию выбрали в «Йоте», команде выставившей прототип «Зайтек-Ниссан».
Сказка для ирландцев, попавших в Ле-Ман в последний момент, кончилась, когда прототип команды «Мерфи» пробил шину и разворотил кузов. Через несколько часов не выдержал темпа и Хартли – разбитая подвеска окончательно вывела экипаж из борьбы. Лидерство ненадолго перешло к «Оаку», но Оливье Пла зарулил в гараж – снова вышел из строя двигатель «Джадд». Все это вывело на первое место «Старворкс» прямо на экваторе гонки. Рядом держался напарник Русинова Пьер Раг. Однако более агрессивная стратегия «Пеком-АФ Корсе» вскоре позволила Соейю Айари вывести такой же прототип «Орека-Ниссан» на второе место.
Именно Айари наглядно показал, что нынешний марафон – 24-часовой спринт. В последней четверти гонки он блестяще отыграл отставание, получившееся после заминки на регулярной остановке. Прототип «Орека-Ниссан», как оказывается, позволял идти в высоком теме даже на финише изнурительной гонки.
Но еще мощнее выглядело творение Уирта, ни разу не посещавшее сеансы продувки в аэродинамической трубе. Спортивный автомобиль «Хонда» стрелой летел к финишу. Том Кимбер-Смит и Райан Далцил, похоже, вообще не вспоминали об экономии и бережном отношении с шинами. Даже гонщик из разряда «джентльменов» Энцо Понтоликкьо, на чьи деньги и был устроен банкет, шел в очень быстром темпе. Что ж тут удивляться, что скорость в итоге и победила. Все очень логично и закономерно.
|
Класс |
Экипаж |
Автомобиль |
Результат |
Ост |
1 |
ЛМП1 |
Фасслер/Лоттереп/Трелуйе |
«Ауди» |
378 кругов |
33 |
2 |
ЛМП1 |
Капелло/Кристенсен/МакНиш |
«Ауди» |
- 1 круг |
32 |
3 |
ЛМП1 |
Бонаноми/Джарвис/Роккенфеллер |
«Ауди» |
- 3 круга |
32 |
4 |
ЛМП1 |
Прост/Яни/Хайдфельд |
«Лола-Тойота» |
- 11 кругов |
31 |
5 |
ЛМП1 |
Дюма/Дюваль/Жене |
«Ауди» |
- 12 кругов |
32 |
6 |
ЛМП1 |
Брэбэм/Чандок/Дамбрек |
«Хонда» |
- 21 круг |
31 |
1 |
ЛМП2 |
Потоликкьо/Далцил/Кимбер-Смит |
«Хонда» |
- 24 круга |
32 |
2 |
ЛМП2 |
Беш/Тирье/Тансо |
«Орека-Ниссан» |
- 25 кругов |
30 |
3 |
ЛМП2 |
Перес-Компанк/Айари/Каффер |
«Орека-Ниссан» |
- 26 кругов |
33 |
4 |
ЛМП2 |
Панчатичи/Раг/Русинов |
«Орека-Ниссан» |
- 27 кругов |
31 |
7 |
ЛМП1 |
Беликки/Прима/Блекемолен |
«Лола-Тойота» |
- 28 кругов |
33 |
5 |
ЛМП2 |
Цугель/Гонсалес/Джулиан |
«Зайтек-Ниссан» |
- 30 кругов |
32 |
6 |
ЛМП2 |
Мартин/Хароуз/Грейвз |
«Орека-Ниссан» |
- 32 круга |
33 |
7 |
ЛМП2 |
Хайнемайер-Хэнсон/Ляйндерс/Мартен |
«Морган-Ниссан» |
- 37 кругов |
31 |
8 |
ЛМП2 |
Ордоньес/Брандл/Брандл |
«Зайтек-Ниссан» |
- 38 кругов |
30 |
9 |
ЛМП2 |
Майо/Ломбар/Трессон |
«Орека-Ниссан» |
+ 2.47.469 |
30 |
10 |
ЛМП2 |
Брийе/Петерсен/Накано |
«Орека-Ниссан» |
- 53 круга |
31 |
11 |
ЛМП2 |
Фрай/Хирши/Мейхтри |
«Орека-Джадд» |
- 58 кругов |
31 |
12 |
ЛМП2 |
Хацебрук/Тирьон/Розье |
«Норма-Джадд» |
- 70 кругов |
29 |
8 |
ЛМП1 |
Левентис/Уоттс/Кейн |
«Хонда» |
- 75 кругов |
30 |
9 |
ЛМП1 |
Ара/Минасян/Бурдэ |
«Доум-Джадд» |
-175 кругов |
22 |
Не кkаccифицированы |
|||||
|
ЛМП2 |
Дулэн/Хэнкок/Куросава |
«Зайтек-Ниссан» |
- 107 кругов |
25 |
|
ЛМП2 |
Таккер/Бушю/Диас |
«Хонда» |
- 138 кругов |
22 |
|
ЛМП2 |
Симс/Бурман/Йаннетта |
«Лола-Джадд» |
- 139 кругов |
24 |
|
ЛМП1 |
Монтаньи/Багетт/Крайхамер |
«Оак-Пескароло-Джадд» |
- 159 кругов |
21 |
|
ЛМП2 |
Фирт/Хьюз/Хартли |
«Орека-Ниссан» |
- 182 круга |
17 |
|
ЛМП2 |
Хольцер/Шультис/Моро |
«Лола-Лотус» |
- 223 круга |
16 |
|
ЛМП2 |
Николе/Лайе/Пла |
«Морган-Джадд» |
- 239 кругов |
12 |
|
ЛМП1 |
Вурц/Лапьер/Накаджима |
«Тойота» |
- 244 круга |
14 |
|
ЛМП2 |
Жируа/Йоханссен/Бадей |
«Лола-Ниссан» |
- 286 кругов |
12 |
|
ЛМП1 |
Дэвидсон/Буэми/Сарразан |
«Тойота» |
-296 кругов |
7 |
|
ЛМП1 |
Коллар/Буйон/Холл |
«Пескароло-Джадд» |
- 358 кругов |
5 |
|
ЛМП2 |
Ростан/Ихара/Делетраз |
«Лола-Ниссан» |
- 361 круг |
1 |