Спортивные
Из молодежки – в стайеры
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 15.02.2017 14:12 Просмотров: 610
Длинная история «нового» мотора для ЛМП2.
В январе в Дейтоне был дан старт новой странице в истории гонок спортивных машин, ознаменовавший наиболее значительное изменение в классе ЛМП2 с 2004 года. На смену базировавшимся на серийных блоках и, в гораздо меньшей степени, полностью гоночным агрегатам пришел стандартизированный мотор модели ДжиКей428 (GK428), подготовленный компанией "Гибсон" (Gibson Technology), ранее известной, как "Зайтек" (Zytek).
Тендер на поставки мотора в ЛМП2 был объявлен Западным автомобильным клубом и ФИА в июне 2015. Претендентам требовалось предъявить твердый план на изготовление атмосферников V8 мощностью 600 л.с. (на 100 л.с. больше, чем было у ЛМП2 в 2016 году).
Рабочий объем предлагалось выбрать в пределах 4 - 4,6 л, а непосредственный впрыск хоть и был в числе пожеланий, но не являлся обязательным элементом.
Главное, чтобы новый мотор мог предоставляться в аренду командам по цене в 1300 евро за час. В стоимость входит не только само использование, но и полная техническая поддержка клиентов.
Экономия у «Гибсона» достигается не на пустом месте. «Новый» ДжиКей – модернизированная версия двигателя ЗедДжи348 (ZG348), который сам является прямым потомком мотора аж из 90-х. Несколько доработанная версия этого же силового агрегата использовалась в 3,5-литровой Формуле «Рено» с 2012 года, где двигатель носил обозначение ЗедАрЭс03 (ZRS03). Вот такая богатая родословная у «новичка».
Создатели «сердца» для нового поколения техники ЛМП2 оправдываются: разработать что-то с чистого листа и потом за 4 года, по ходу которых это «что-то» будут использовать в обязательном порядке, отбить вложения при существующих ограничениях в плате за использование моторов просто нереально. Да и риск напортачить с надежностью высок.
С учетом того, что требовалось подготовить атмосферный мотор, конструкторам пришлось изыскивать скрытые резервы двигателя от Формулы-Рено. Слишком сильно увеличивать рабочий объем нельзя – все делалось с расчетом протянуть на одной дозаправке 12 кругов в Ле-Мане. Дополнительное условие – держать в уме и ситуацию в чемпионате ИМСА, где протяженности гонок иные, да и конкуренция среди двигателистов, пусть и изрядно «отбалансированная», но все же имеется.
В итоге был выбран объем в 4,2 литра и 8 цилиндров – откуда и название «428». Коленвал тут «плоский» - шатунные шейки располагаются в одной плоскости. Такой вариант архаичен и приводит к повышенным вибрациям, но зато коленвал меньше весит по сравнению с более уравновешенным вариантом, где нагрузки на рабочем ходу приходят при повороте на каждые 90 градусов, а не на 180. Как следствие, архаичный, но легкий коленвал быстрее раскручивается до максимальных оборотов.
Еще на стадии черновых вариантов конструкторы сразу отказались от непосредственного впрыска. Это модное нововведение имеет смысл применять на серийных блоках или в случае больших вложений в программу. В рамках жестких финансовых ограничений внедрить надежный узел не представлялось возможным. Да и не было у предков в родословной никакого непосредственного впрыска. Зачем мудрить?
Первый прототип двигателя, переходный вариант, был готов в конце 2015 года, а уже через несколько месяцев на моторном стенде испытали уже полностью новый агрегат. Сообщается, что он прошел цикл испытаний, приравненный к 57 часам Ле-Мана или 10000 км натурных испытаний.
Новый двигатель внешне очень напоминает тот, что использовался в Формуле-Рено, однако точки крепления к монококу иные – их пришлось заранее обговаривать со всеми производителями шасси, допущенными к участию в ЛМП2. В паспортных данных пишут, что мотор развивает «около» 600 л.с. Это не только на 100 л.с. больше, чем ранее. Пиковая мощность достигается и на больших оборотах. Но все равно не на таких высоких, как у Ф-Рено – нужно помнить о большем объеме и повышенном запасе прочности.
На данный момент фабрика готова предоставить 50 моторов – использоваться они могут в МЧМ (FIA WEC), ЕЛМС или ИМСА. Производители уверяют, что уровень мощности остается неизменным по ходу всей «жизни» двигателя от одной переборки до другой (срок между ними – 8000 км). Первые силовые агрегаты уже вернулись на фабрику после проверки боем в Дейтоне, и англичане рапортуют, что характеристики этих первопроходцев ничуть не ухудшились после тестов и марафона.