Спортивные
24 часа Дейтоны: Путеводитель по классу прототипов
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 21.01.2013 21:16 Просмотров: 836
Готовимся к триумфу «Шевроле».
Представление участников очередного марафона «24 часа Дейтоны» начнем с ведущего класса «Дейтона Прототип». Интерес к этому зачету со стороны производителей почти нулевой. Из всех только в «Шевроле» дали добро на стилизацию безликих силуэтов под одну из своих машин. Так и катаются теперь по трассам непропорциональные «Корветты» из комнаты смеха. Даже в «Форде» не решились придавать хоть какое-то сходство ДП со своими серийными машинами. Что уж говорить про «БМВ». И этот класс намеревается стать элитой спортивных машин в США, для чего было предпринято «объединение» с АЛМС, из-за которого куда более совершенные и ничуть не дорогие прототипы ЛМП2 оказались за бортом.
Так или иначе, но и в ДП собрались всемирно известные гонщики, за выступлениями которых интересно будет последить. Который уже раз представляется шанс проверить, кто же все-таки сильнее: мастера трека или обычных трасс.
Открывает список заявок команда Чипа Гэнасси (Ganassi). Да простит он нас, но полное и, тем более, сокращенное ее названия настолько заковыристы и неудобопроизносимы и не менее неудобозаписываемы, что ограничимся простым и понятным «Гэнасси».
Многолетние фавориты и безоговорочные лидеры Гранд-Ама. Инженерный потенциал команды ставит ее в неравное положение со многими другими, которые, на ее фоне выглядят просто бедными родственниками в техническом плане. Чего стоит хотя бы знаменитый аэродинамический туннель (не труба, а именно туннель, по которому машины проезжают с большой скоростью). Видимо, только такой дружине по силам извлечь толк из использования моторов «БМВ». На постоянной основе «одноклубники» у них появились только в этом сезоне.
Выделить ведущий экипаж данного коллектива затруднительно, но возможно. Двукратный чемпион Индикара Скотт Диксон, уже имеющий опыт успешных выступлений в Дейтоне, и многократный чемпион Гранд-Ама Скотт Прюэтт заявлены сразу в двух. В первом вместе с ними поедет пусть и не такой успешный, но уже привыкший к машине постоянный напарник Прюэтта Мемо Рохас (мексиканское влияние главного спонсора). Однако разбавят картину два других участника. Да, Хуан-Пабло Монтойа весьма быстр, но он, судя по всему, уже слишком привык к НАСКАРу и не собирается пропитываться духом спортивных машин. Во всяком случае, в последний раз, когда он появлялся за рулем прототипа, несколько соперников обвинили его в умышленной ликвидации прямых конкурентов прямо на трассе. Как бы очередной приступ такой активности не пришелся на марафон. Второй участник, Чарли Кимбол, наоборот, не особо отличается скоростью. Во всяком случае, в молодежных чемпионатах и в Индикаре (где он ездит за «Гэнасси») он пока ничем особенным не запомнился. Другое дело, что у него диабет, и такое заболевание, разумеется, мешает полноценной карьере.
Второй экипаж на таком фоне выглядит куда более сбалансированным. Вместе с Диксоном и Прюэттом там числятся заводской гонщик «БМВ» Джоуи Хэнд, который продолжает радовать болельщиков полноценной карьерой, выступая и на родине, и в ДТМ; многократный чемпион Индикара Дарио Франкитти, который прекрасно справляется с управлением подобной техникой, если только хорошенько вспомнит молодость; и Джейми МакМюррей, даром что из НАСКАРа, но хотя бы не такой взрывоопасный, как Монтойа. Если чуда не случится, то именно этот состав «Гоночная Техника» ставит в фавориты от «БМВ».
«Старворкс» - возмутители спокойствия в мире спортивных машин прошлого сезона. Одним им удалось успешно выступать и в североамериканском первенстве на ДП, и в чемпионате мира на ЛМП2. Удастся ли Питеру Барону повторить успех? Вряд ли. Разошлись пути со спонсором и весьма сильным гонщиком Винченцо Потоликкьо. В распоряжении команды, судя по всему, остался не самый лучший прототип – «Райли-Форд». Да, они неплохо выглядели на тестах, но все уверены, что представители «Корветта» попросту не продемонстрировали всю свою силу, и остальным, за исключением «Гэнасси», за «Шевроле» не угнаться. Тем более, в прошлом году на самой значимой гонке сезона был у «крестоносцев» такой обидный провал.
Так или иначе, но и состав гонщиков у Барона очень-очень добротный, но чуть-чуть не такой звездный, как у бывшего компаньона. Как и в прошлом году в коллективе будет упорный труженик Райан Далцил. Это хорошая новость. Вместе с ним будет работать его легендарный соотечественник Аллан МакНиш. Это очень хорошая новость. Помогать им будет Себастьен Бурдэ – француз все еще ищет себя за пределами Ф1 и заводской команды «Пежо» и, похоже, розыски эти особым успехом все еще не увенчались. Дополняет картину Алекс Попов Караха – один из венесуэльцев, принесших Барону кое-какие средства в прошлом сезоне. Он не так опытен, как Потоликкьо, но хотя бы картину испортить не должен. В общем, пока что представляется, что шансы у команды не так велики, как у отпочковавшихся от них конкурентов.
Второй экипаж составят известный по Индикару Алекс Тальяни, решивший серьезно приняться за спортивные машины Ян Харроуз, его последователь (куда более перспективный) на данном поприще Брендон Хартли, Скотт Майер, некогда периодически выступавший в Индикаре и младших первенствах, а также победитель рейтинга компании «Саноко» Иван Беллароза, представитель семейства, выпускающего известные спортивные машины «Вольф» класса ЦН. Назовем такой состав вразумительным, но на фоне первого не блещущим фамилиями. Впрочем, по марафонской иронии, именно такие иногда и становятся победителями.
«8 звезд». 8 звезд – именно столько на флаге Венесуэлы, в честь чего патриот Винченцо Потоликкьо и назвал свою собственную команду. У него самого очень большой опыт выступлений в разнообразных гонках ГТ, победы в кубках «Феррари» и «Порше», чемпионский титул ЛМП2. В общем, вполне успешный гонщик. В межсезонье он купил прототип «Корветт» и теперь намерен покорить новую вершину. А в составе экипажа, помимо его самого, у Энцо звезд ровно в половину меньше, чем на флаге Венесуэлы.
Возвращается в гонки после своего памятного сальто в Ле-Мане Энтони Дэвидсон. Вкатиться в ритм суточных марафонов на такой не шибко быстроходной технике, как ДП, - самое лучшее начало сезона. Педро Лами, похоже, уже и сам позабыл, за какие заводские команды он выступал по ходу долгой карьеры. Сейчас он является желанным гостем в любом коллективе. Николя Минассян – опытнейший боец, изучивший повадки нескольких поколений ле-мановских прототипов. Скорее всего, американское блюдо ему в очередной раз покажется несколько жестковатым. И, наконец, Стефан Сарразан – бывший гонщик-испытатель «Пежо». Действительно, звездный экипаж. Помешать успеху могут только проблемы с техникой, с которой коллектив знакомится.
«Экшн Экспресс». В прошлом году у команды были те же прототипы «Корветт», но, в отличие от «Духа Дейтоны», они почти ничем не запомнились. Видимо, все дело в гонщиках. На этот раз в первом экипаже почти полностью говорящий по-португальски сплав опыта и молодости. Компанию, можно сказать, почти ветерану Жуану Барбозе, имеющему за плечами победы в ДП, и не особо удачливому представителю семейства Фиттипальди Кристиану составят очень талантливый Фелипе Наср и Нельсон Пике-младший, деятельность которого в комментариях не нуждается. Брайан Фрисселл – можно сказать, представитель гоночной династии. Правда, его отец Брэд ездил всего 5 лет, в конце семидесятых, и добился успеха в классе ГТУ (ГТ с объемом двигателя менее 2,5 литров). На фоне более знаменитых конкурентов ничем не отличался. Вот и сыновья уже 6 лет с разной регулярностью выступают в Гранд-Аме, но невероятно успешной их карьеру назвать трудно. Крепкие середняки. Старший, Берт, поедет во втором экипаже с Барбозой, «Кристипальди» и самым сильным звеном – Майком Рокенфеллером (сильнейшим гонщиком «Ауди» в ДТМ-2012, между прочим), решившим тоже размяться перед началом сезона.
«Майкл Шенк Рейсинг». Прошлогодние победители сменили машину и обновили состав. Удастся ли повторить успех? Маловероятно. Ведущий экипаж почти в том же составе, но не на «Корветте». А это, похоже, главная составляющая успеха.
Эй-Джей Олмендингер, к сожалению, сейчас ассоциируется не с успехами в КАРТе, а со своей дисквалификацией в НАСКАРе после положительной допинг-пробы. Впрочем, быстр, этого не отнимешь. Двукратный чемпион австралийского чемпионата Маркос Амброуз ныне выступает в НАСКАРе, но там ладится вовсе не так хорошо, как на родине. Освальду Негри выступает в Гранд-Аме с 2003 года и мог бы добиться гораздо большего, если бы не посредственная техника. Джон Пью – великовозрастной любитель, но многому учится у Негри, с которым выступает весь сезон. Высоченный Джастин Уилсон в представлениях не нуждается, так как успел выступить и в Ф1, и в КАРТе, и в «24 часах Дейтоны».
Второй состав вовсе не так силен. Скорее, экспериментален. Крис Камминг, может быть, широко известен в узких кругах клубных гонок США, но даже «Дейтона» для него будет только второй. Хорхе Гонсалвес – молодой венесуэлец (вот, прорвало-то), два года откатавший в «Инди-Лайтс» без какого-либо прогресса. А вот его коллега по чемпионату колумбиец Густаво «Оцелот» («Тигрилло» в оригинале) Йакаман наоборот за три года поднялся с 10 места на 3. Интересно будет последить за прогрессом этих молодых 21-летних южноамериканцев. А в наставниках по экипажу у них Майкл Вэльянт (жаль, не из Квебека, а то был бы Мишелем Вальяном), профессионально занимавшийся картингом в девяностых, успешно перешедший в Ф-Атлантик, но затем не достигший успеха в старшем дивизионе. В Гранд-Аме с 2006 года, большую часть времени провел в составе команды Майкла Шенка, но по иронии судьбы именно в прошлом сезоне выступал за другой коллектив и победа вновь от него ускользнула.
«Велосити-Тейлор». В межсезонье команда Уэйна Тейлора обрела нового спонсора и чуть изменила состав гонщиков. На уже знакомом прототипе «Корветт» поедет Макс Анджелелли, постоянно выступающий за коллектив на протяжении нескольких сезонов и Джордан Тейлор, заменивший в составе своего брата Рики, который в прошлом году на удивление часто попадал в нелепые ситуации на трассе. Потенциально весьма сильная заявка, одна из ведущих на «Корветтах», тем более что компанию в Дейтоне им составит чемпион Индикара Райан Хантер-Рей.
«Би-Ти-И Спорт». Люди просто решили весело провести выходные и купили старый прототип «Райли-Форд». За плечами у Эммануэля Анассиса всего несколько стартов в гонках подобного уровня. Дуг Петерсон, несомненно, хорошо зарекомендовал себя, как блестящий специалист в той области, где он обычно подвизается. Иначе не было бы денег на такую авантюру. Энтони Массари достойно дополняет это трио энтузиастов. Если они окажутся на финише и не проиграют лидерам часов 8-10, то будет уже невероятно здорово.
«Тим Сален». Один из главных переходов межсезонья. Бывшие клиенты «Мазды» пробуют силы в ведущем классе Гранд-Ама. Причем, сразу с двумя машинами «Райли-БМВ». Сотрудничество с семейством Ноннамейкеров продолжается. Джо и его сыновья Уэйн и Уилл добились больших успехов в гонках легковых машин, но вот за рулем прототипов еще себя не показали. Особый интерес представляет первая заявка, где с Уэйном поедут чуть более сильный Дейн Кэмерон и такой известный спец по гоночным и спортивным машинам, как Симон Пажено. А во второй машине собрались любители покататься – сами Ноннамейкеры и спонсор всего мероприятия Джо Сален, которому в этом году стукнет 60 лет.
«50+». Заявка принадлежит этой организации, а в официальных бумагах дружина проходит под наименованием «Highway to help» - веселая перекличка с неоднозначным названием композиции рок-группы, в которой участвовал один из заявителей Брайан Джонсон. На месте людей с заболеванием Альцгеймера можно было бы призадуматься над такими посылами. Так или иначе, но к фаворитам эту команду можно отнести только в фантастическом кино. Франк Бек – специалист по восстановлению и гонках на исторических машинах; владелец «Алегра Моторспорт», осуществляющая техническую поддержку команда, Карлос де Кесада ездит в Гранд-Аме с самого его создания и даже добился победы в Дейтоне в 2007 году в ГТ; представитель медицины Брайан Дефор, Йен Джеймс – самый опытный за рулем прототипов, так как успел уже выиграть гонку, чемпион АЛМС 2004 года (ЛМП2); Джим Пейс начал гораздо раньше Джеймса, но за пределами «24 часов Дейтоны», которую выиграл в общем зачете в 1996 году, и Сибринга не блистал и даже на время завязал с автоспортом. В общем, состав экипажа такой же пестрый и непонятный, как раскраска прототипа.
«Доран» - одна из оригинальных заявок хотя бы благодаря технике, устрашающем шасси «Даллара» с запоминающимся вздернутым носом. У такой машины шансов еще меньше, чем у «Райли-Форда». Джон Беннетт – владелец команды «Кор» (от названия фирмы «Композит Ресурс»), выступает в гонках с 2008 года; 23-летний Колин Браун в автоспорте уже 17 сезонов, что говорит само за себя; Джим Лоу – гонщик-любитель и хирург; ветеран Пол Трейси в предыдущем сезоне без особого успеха периодически выступал на этапах Гранд-Ама – похоже, его лучшие годы уже позади.
«Дух Дейтоны» - сильнейший экипаж «Корветта» с заводским экипажем. Этим все сказано. Чуть-чуть везения, и темно-синий прототип первым пересечет финишную черту. Оливер Гэвин – выступает за «Шевроле» давным-давно, но мы привыкли видеть его в ГТ. Ричард Вестбрук ранее был одним из сильнейших гонщиков «Порше». Теперь «Вести» приспосабливается в новой команде. У него за плечами уже целый сезон за рулем ДП. Антонио Гарсия – напарник Вестбрука по целому чемпионату. Рикки Тейлор перешел из отцовской команды к заводчанам, чтобы усилить состав. Скорость у него есть. Главное – не суетиться, что в прошлом году несколько раз испортило гонку.
«Боб Столлингс» - знаменитый невезучий «Красный дракон», которому каждый раз чего-то не хватает до победы, сражается он с представителями других марок, либо с собственными «одноклубниками». Джон Фогарти – двукратный чемпион Ф-Атлантик и Гранд-Ама; сын легендарного Дэна Герни Алекс в молодежных первенствах был не так успешен, но все-таки нашел себя в Гранд-Аме, где уже не первый сезон выступает с Фогарти. Даррен Лоу в автоспорте с 10 лет, но за это время крупных успехов не добился. Известен благодаря выступлениям в любительском экипаже «Флайнг Лизард Порше» в Ле-Мане. Мемо Гидли постоянно вращается в кругах североамериканского автоспорта и периодически выступает то за одну, то за другую команду. Вполне надежная подмога, но не более. Впрочем, должно же команде когда-то повезти.