Силуэты
Так ли плоха серия ДТМ?
- Подробности
- Категория: Силуэты
- 17.08.2012 21:02 Просмотров: 777
Предсказуемо неожиданная статистика
Как известно, болельщики любят устраивать споры на тему, какой чемпионат «круче». Конечно, в большинстве случаев все заканчивается вариациями на тему «сам дурак».
Журналисты американского издания «Гонщик» (Racer) решили подойти к вопросу более основательно. Они взялись сравнить сразу несколько чемпионатов по самым разным критериям. Число параметров дошло чуть ли не до 20. Однако на полпути мастера статистики выдохлись и предложили сравнение по пяти значениям.
Сразу нужно оговориться, что напрямую выявить победителя невероятно трудно, если вообще возможно. В заокеанских чемпионатах любят прессовать пелотон желтыми флагами, что сводит к минимуму смысл и спортивный вес такого показателя, как разрыв между соперниками на финише. Плотность результатов в квалификации – вещь относительная. Она не учитывает был ли отрыв в десятую на трассе протяженностью 5 км, либо победитель опередил преследователя на 0,05 на полуторамильном треке.
Вычисления шли по данным сезона-2011, так что Формула-1 благодаря Эдриану Ньюи и его чудомобилю оказалась в пролете.
Кроме «вершины автоспорта» в сравнении участвовали чемпионаты Индикар, НАСКАР, ДТМ, Гранд-Ам, АЛМС и Австралийский V8.
1 параметр. Количество победителей. Сколько народу оказывалось на первом месте за сезон? Для приведения к общему знаменателю число победителей поделили на количество гонок в году. Для марафонских гонок в учет шел только один человек из экипажа. Чем ближе значение к 1, тем больше разных спортсменов красовались на первом месте.
АЛМС ГТ |
6 победителей из 9 гонок |
0,67 |
ДТМ |
6 победителей из 10 гонок |
0,6 (0,8 - после 5 гонок 2012) |
НАСКАР |
18 победителей из 36 гонок |
0,5 |
Индикар |
8 победителей из 17 гонок |
0,47 |
Гранд-Ам ДП |
5 победителей из 12 гонок |
0,42 |
V8 |
8 победителей из 28 гонок |
0,28 |
Формула-1 |
5 победителей из 19 гонок |
0,26 |
Как видно, помимо некоторой ротации гонщиков, помогает АЛМС и «баланс сил», который работает отлично. Организаторы первенства из ИМСА зорко следят за тем, чтобы ни одна марка не устраивала победные серии, которые растягиваются на несколько этапов. Конечно, спортивная составляющая от этого страдает, но удается избежать ситуаций, когда непобедимость лидеров начинает надоедать даже участникам, как это случилась в Гранд-Аме. В Формуле-1 со спортивной стороной дела все в порядке. Со зрелищностью – полный швах. Особого спора за первое место не было и у австралийцев за счет подавляющего превосходства в классе отдельных гонщиков и команд.
2 параметр. Процент побед. Сколько первых мест насобирал чемпион 2011 года за сезон? Конечно, фанатам непредсказуемости хотелось бы, чтобы этот показатель был поменьше.
НАСКАР |
5 побед из 36 гонок |
13,9% |
Индикар |
4 победы из 17 гонок |
23,5% |
ДТМ |
3 победы из 10 гонок |
30% (40% - после 5 гонок 2012) |
АЛМС ГТ |
3 победы из 9 гонок |
33% |
V8 |
10 побед из 28 гонок |
35,7% |
Гранд-Ам ДП |
5 побед из 12 гонок |
42% |
Формула-1 |
11 побед из 19 гонок |
58% |
В данном виде программы вне конкуренции НАСКАР. Чемпион Тони Стюарт вообще не выигрывал гонок по ходу регулярного чемпионата, но в Погоне собрал сразу 5 побед из 10 возможных. Так что, здесь посезонная статистика тоже не отражает всей картины. Получается, в борьбе непосредственно за титул будущий триумфатор выиграл ровно половину заездов, что ставит НАСКАР почти на одну планку с Ф1, где ковал победы гоночный автомобиль Ньюи. В Гранд-Аме постарался Скотт Прюэтт, в отсутствии сильной конкуренции буквально разгромивший соперников.
3 показатель. Первая тройка. Но борьба в гонках идет не только за первое место. Чуть менее почетно, но все же знаменательно попадание в первую тройку на финише. Возможно, в чемпионате есть один явный лидер, но за его спиной кипит ожесточенная борьба, привлекающая внимание болельщиков. Так сколько же спортсменов финишировало в первой тройке за сезон?
ДТМ |
12 гонщиков в 10 гонках |
1,2 (1,6 - после 5 гонок 2012) |
АЛМС ГТ |
10 гонщиков в 9 гонках |
1,11 |
НАСКАР |
28 гонщиков в 36 гонках |
0,78 |
Индикар |
12 гонщиков в 17 гонках |
0,71 |
Гранд-Ам ДП |
7 гонщиков в 12 гонках |
0,58 |
V8 |
14 гонщиков в 28 гонках |
0,5 |
Формула-1 |
7 гонщиков в 19 гонках |
0,37 |
Плотность результатов в ДТМ дает о себе знать в этом показателе. Пусть победитель чемпионата выиграл почти треть заездов, но его ближайшие соперники в каждой гонке постоянно менялись. Впрочем, это и привело к безоговорочному триумфу Мартина Томчика по итогам сезона – слишком нестабильно выступали конкуренты. А вот в Ф1 все было очень предсказуемо. Перед каждым этапом можно было смело называть первую тройку с предыдущей гонки – в среднем, лишь один из этого трио подлежал замене на подиуме.
4 показатель. Плотность результатов в квалификации. А каковы отрывы в квалификации? Скорее всего, именно этот показатель демонстрирует реальную напряженность борьбы. В учет шли результаты первой десятки из быстрейших сегментов тренировочных заездов. Указан отрыв лидера от гонщика, занявшего 10 место.
ДТМ |
0,59 с (0,42 - после 5 гонок 2012) |
НАСКАР |
0,71 с |
V8 |
0,75 с |
Индикар |
0,89 с |
АЛМС ГТ |
2,26 с |
Формула-1 |
2,5 с |
Гранд-Ам ДП |
3,7 с |
И опять, статистика не демонстрирует полной картины. Как уже упоминалось, одно дело – отрыв в 0,5 на дистанции в 90 секунд, другое – 0,5 на 40-секундном треке. Но тенденция прослеживается четко. В первенствах, где идут на максимальную унификацию, плотность результатов просто зашкаливает. В чемпионатах с более свободным регламентом отрывы внушительнее. Спасибо Ньюи. Гранд-Ам стоит особняком. Там попросту нет достаточного количества профессиональных гонщиков, чтобы регулярно участвовать в споре за первое место или хотя бы находиться близко к лидерам. Особым разнообразием подвижной состав в этом первенстве не отличается.
5 показатель. Отрыв на финише. Зрителям нравятся эффектные финиши, когда спор за победу идет до последних метров. В таблице приведены средние значения отставания второго призера от триумфатора заезда.
НАСКАР |
1,32 с |
V8 |
2,61 с |
Индикар |
3,1 с |
Гранд-Ам ДП |
7,2 с |
Формула-1 |
7,4 с |
ДТМ |
8,7 с (2,36 - после 5 гонок 2012) |
АЛМС ГТ |
11,61 с |
Здесь равных нет НАСКАРу и искусному владению желтыми флагами, чтобы как следует спрессовать пелотон на последних кругах. Надуманность многих нейтрализаций не вызывает сомнений даже у некоторых фанатов этого чемпионата. По той же схеме добиваются плотности и в Гранд-Аме. Не будь на трассе «опасных» обломков, громил бы Прюэтт конкурентов с гораздо большим преимуществом. Очень близко к американскому собрату австралийский чемпионат. Конечно, там выдаются феноменальные финиши, но для обычного болельщика борьба за победу может показаться театром двух-трех актеров. Ведущие спортсмены выступают на фоне более чем многочисленной массовки. Для того чтобы полностью понять и оценить происходящее нужно внимательно просмотреть не одну гонку. Удивление вызывает результат Ф1. Скорее всего, это объясняется тем, что победитель в определенный момент попросту начинает ехать в экономичном режиме, щадя свою коняшку. В ДТМ все решается на второй обязательной остановке. Если лидер до нее уже имеет определенное преимущество, то ему достаточно просто не ошибиться, - остальное дело техники и, как следствие тоже доезд до клетчатого флага. Не должен смущать результат АЛМС. Не стоит забывать, что это все-таки марафонские гонки, из которых еще не выветрился ле-мановский дух. Да и даже при такой статистике гонщики порой выдают фантастические дуэли в споре за первое место на последних кругах.
Подводя итог, можно сказать, что из пяти показателей по два лучших застолбили за собой ДТМ и НАСКАР. Немного неожиданно одно «упражнение» осталось за АЛМС. Но там количество победителей обязано специфике гонок ГТ. Что касается плотности результатов, то здесь нет равных первенствам, где технический регламент вынуждает соперников строить почти одинаковые машины. Разница кроется в нюансах. Фанаты серий могут радоваться: «вот где техника отходит на второй план, и значение приобретает человеческий фактор». Есть и другая, не такая значительная, часть зрителей, которой эти покатушки рекламных щитов на колесах становятся все менее и менее интересны.
В целом, как и было сказано в предыдущей заметке, если вы хотите щоу, то его есть у них. На счет спорта – вопрос спорный.