Силуэты
ДТМ: Неприятные воспоминания
- Подробности
- Категория: Силуэты
- 21.07.2008 13:27 Просмотров: 18
После Нюрнберга, центрального этапа с исторической точки зрения, серия ДТМ провела свой календарный экватор в голландском курортном местечке Зандвоорт.
В принципе, организаторы из ITR пытаются всегда скомпоновать этапы так, чтобы соблюдать некое чередование подходящих для той или иной марки трасс. Но не всегда, конечно, удается учесть все до мельчайших деталей.
Да и различие между автомобилями сейчас видно невооруженным глазом, что вызывает в памяти ассоциации с лучшими годами Старого ДТМ. Ведь, настоящие гонки выигрываются не только на трассе, но и в конструкторском штабе. Всеобщую уравниловку можно оставить для младших классов, где на первое место выходит отбор талантливой молодежи. А в Больших Гонках критерии зрелищности совсем другие. Борьба между всеми подразделениями команд, начиная от логистов, заканчивая поварами и пресс-секретарями. Герр Ауфрехт, уберите только эти весовые гандикапы и совершенно выпадающий из ритма сердечных сокращений гонки второй пит-стоп и все встанет на круги своя! Конечно, большинство оглашенных тут же могут возразить, мол, автор призывает соблюдать китайские традиции заваривания чая, в то время, как порой не хватает времени даже бутылку ячменного напитка открыть. Да, это не вина среднестатистического болельщика, что ему хочется увидеть за час-полтора именно зрелище, со всеми вытекающими, отваливающимися и дымящими последствиями. В конце концов, раз уж злаки мы поминали, то и Древний Рим недалеко. Информационный голод – основная причина распространения вируса зрелищности среди населения. Можно сказать, что основной момент в создании нового моста – торжественный проезд первого грузовика по нему.
Очень много народу собирается, чтобы посмотреть, обвалится ли этот железобетон на голову главного инженера с архитектором или нет. Также и с гонками. Нужно постоянно отслеживать все новости из-за кулис, чтобы пребывать в приподнятом расположении духа, даже если погожим летним вечером бригаду рабочих и прораба не расплющило под их очередным творением. Почему же гонка в Голландии не стала апогеем зрелищности, и большинство фанатов предпочли засыпать под мерное тарахтение дизельных двигателей? Попробуем перечислить аргументы оптимистов, ожидавших перед гонкой повторения неожиданного результата итальянской гонки. Итак, во-первых, географическое положение. Соседний Туманный Альбион мог вполне поделиться порцией своей фирменной погоды с побережьем Голландии. А уж в заплывах на мелководье Мерседесу равных нет. Кроме того, немецкий моторспортивный союз, видимо, вдохновленный прытью Гэри Паффетта на последнем этапе, призадумался. Если он с недовесом в три кило так резво разбирался с крупными игроками, что же будет, когда служебный автомобиль на все десять похудеет? И, наконец, на сладкое, ДМСБ расширил окно для обязательных пит-стопов, что сулило зрелищности немалую выгоду от неожиданных ходов и хитрых стратегий. Покрытие трассы здесь очень абразивное, что, на первый взгляд, требует поздних остановок для поддержания покрышек в рабочем состоянии под финиш гонки. Но в прошлом году победители останавливались как раз довольно рано, и ключевым моментом стало умение капитанского мостика зазывать пилота на пит-стоп так, чтобы он по возвращении не оказывался запертым за медленными пилотами. Но, как мы все прекрасно помним, прошлогодняя гонка потрясла общественность далеко не этими изощренными стратегиями…
Голландское дежа вю
Вернемся от пространных размышлений ближе к гоночному действу. На этот раз пилотам предстояло покорять один из самых скоростных (хотя, если в ДТМ даже на городской трассе успевают разогнаться до 260, каков же критерий для медленных?) автодромов. Хитрые повороты, впечатляющий рельеф трасы, переменчивая погода, песок, существенно изменяющий коэффициент сцепления прямо по ходу сессии. Что еще надо для неожиданных результатов и острой борьбы? Забегая вперед, скажем, что, условно, гонка поддержки, Кубок Порше Каррера выдалась довольно напряженной, с борьбой борт в борт и даже «ушами». Но стоит выехать на трассу силуэтам, как зрелищность уходит на обед. Именно с этого момента статья должна стать настоящей проверкой для писателя. С помощью Михаэля Беллмана и Мануэля Ройтера нам предстоит выдержать этот сложнейший экзамен по борьбе с общественным мнением. Итак, для начала прозондируем предстоящее место сражения. Представьте себе на минуту конфигурацию трассы и призадумайтесь, чем же она так интересна при виде сверху? Правильно! Все скоростные повороты тут правые. В Тарзане, Герлахе, Шейвлаке, Мастерсе, Кухмо и Люендике существенно нагружается именно левые шины. Симметричные настройки подвески тут существенно осложнили бы жизнь пилотов при выходе из медленных левых шпилек. Поэтому предпочтительным является вариант с различными по бортам настройками углов развала колес. Кроме того, нагруженные левые шины нагреваются за счет повышенных деформаций и внутреннего трения больше, чем собратья по правому борту. На ряду с повышенным износом резины вследствие высокой абразивности голландского асфальта, этот факт вместе с изменением окон для обязательных остановок сулило нам неплохую стратегическую борьбу.
Не вдаваясь в подробности прошлогодней гонки, можно сказать, что Ауди чувствуют себя тут, как рыба в воде. В пятницу никаких надежд на то, что какой-нибудь рыбак с прицелом на капоте наконец выловит эту ингольдштадтскую акулу из обжитого водохранилища не осталось. Более того, по итогам дня самым быстрым пилотом Мерседеса стал Гэри Паффетт на пятом месте.
Что же тут удивительного, спросит читатель, не заглянувший в самый подвал таблицы тестов. А там расположились все остальные счастливые обладатели прошлогодних Мерседесов. Процент тех, кому Гэри пока еще ничего не доказал стремительно тает на глазах. Впрочем, поиграв мускулами, впоследствии британский пилот ушел в тень заводских коллег из ХВА. Стоит отметить стабильность Оливера Джарвиса в двух-трех десятых и Кристиана Альберса в четырехстах семидесяти трех тысячных от лидера. Ах, да! Чуть было мы с вами не забыли сообщить болельщикам, кто впервые слышит о ДТМ, что лидировали Ауди Р14 с Тимо Шайдером на самом острие атаки.
Несвоевременный дождь
Печально, но факт. Погода играла в этот день против команды ревнителей зрелищности и одержала победу с разгромным счетом особенно над теми, кто смог наблюдать исключительно квалификационную сессию. Интересно, кто-нибудь поверил доктору Ульриху, что он действительно заботиться, как бы горячие голландские поклонники не вымокли до нитки под ливнем?
Преимущество Мерседесов под моросящем дождем становиться ощутимым. Но, стоит выглянуть солнцу, как Ракеты берут курс на самые высокие результаты. Именно это можно было проверить в ходе свободных заездов в Субботу утром. Стоило одеть слики после временного мокропогодья, и квартет Абта начал снимать по две-три секунды на каждом круге.
Сердце поклонника зрелищных гонок встрепенулось, когда некоторые пилоты и на первый сегмент квалификации выехали на дождевой резине. Но, к несчастью, буквально через две минуты все поняли, что главным номером программы в этот субботний вечер будет выступление квартета Господина Четырех Колец. Для тех, кто выключил телевизор или заснул на пятой минуте можно вкратце рассказать сюжет квалификации. В первом сегменте быстрейшим впервые за выходные стал Маттиас Экстрем (1.31.822). Как ни скрещивала пальцы Жасмин за своего жениха, глядя на технические мониторы, лидер чемпионата ничего не смог противопоставить действующему чемпиону. За бортом сессии оказались почти все прошлогодние Мерседесы за исключением Великолепного Паффетта. Кэтрин Легг на машине (почти-)победителе-прошлогодней-гонки смогла впервые в карьере ДТМ квалифицироваться на 16 месте. Во втором сегменте остались Винкельхок, Роккенфеллер, Према, Шнайдер, Паффетт и Альберс. Маэстро ДТМ после сессии обрушился с критикой на Рокки, который испортил ему круг. Впрочем, главная разборка между ними еще впереди. Эки, кстати, снова был неудержим (1.31.789). Великолепный третий результат показал Оливер Джарвис. Решающий сегмент квалификации выдался по-настоящему захватывающим. На последних своих кругах пилоты Абта отвоевывали лучшее время, пока жирную точку в этом споре не поставил Экстрем – 1.31.012. Технически директор Спортслайн, Альберт Дойринг в легком шоке, сам не верит поразительной боеспособности своих машин. Норберт Хауг печально наблюдает в монитор за радостью противника. Почти две секунды за год! Невероятный прогресс. Попробуем разобраться. Конечно, новая Р14 быстрее прошлогодней машины, и инженеры тоже без дела не сидели. Но у Оливера Джарвиса та же Р13плюс поехала быстрее прошлогоднего варианта, и это при том, что техническая и интеллектуальная вооруженность Феникса и Абта несопоставимы. Может быть вес? Да, машины сбросили лишний жир по сравнению с прошлой гонкой, но каждые 10 кило на Зандфоорте после компьютерного моделирования приравниваются примерно к двум десятым секунды. Но не стоит забывать и природные условия. Если в прошлом году ветер носил по полотну трассы песок с окрестных дюн, то в этот раз утренний ливень смочил обочины и зоны безопасности, попутно очистив трассу. Да и температура воздуха была пониже (вечерело кроме того). Поэтому двигатели могли получать большую массу воздуха, что положительно сказалось на выдаваемой мощности. Тот же ветер, постоянно меняющий направление, мог невольно помочь Эки, одновременно помешав остальным. Одним словом, как точно подметил Кристенсен, этот фантастический результат всего лишь производная суммы многих факторов.
Кстати, на этапе в Голландии мы, пожалуй, впервые в сезоне столь явственно столкнулись с противостоянием Экстрем - Шайдер. Мануль Ройтер считает, например, что после ошибки на Норисринге, последней возможностью для шведа переломить ход событий должно было стать именно успешное выступление в Голландии. В противном случае вся команда сконцентрировала бы все усилия на немецком пилоте. Да и сам Маттиас не скрывал, что перед гонкой доктор Ульрих посоветовал ему выложиться на все 100 на Зандфоорте. В общем, концовка сезона, помимо борьбы за титул, обещает сверхпринципиальное сражение между двумя великолепными пилотами. Кстати, из квартета Абта только Тимо Шайдер не побеждал на трассе среди дюн. Две поул-позиции даже не помогли ему взойти на подиум здесь. Немец надеялся, что старт со второго места наконец откроет ему путь на самую верхнюю ступень пьедестала почета.
Железная дорога в дюнах
Краткости ради, скажем, что разминка никаких существенных сюрпризов не преподнесла. А вот на старте Мартин Томчик неожиданно легко просочился сбоку от чемпиона по нереализованным поул-позишн, Джейми Грина, который уступил еще и Брюно Спанглеру. Пилоты миновали первые повороты без особых приключений и покатили по трассе среди дюн. Вероятность дождя на момент старта составляла 60 процентов…
Конечно, основным источником неожиданностей в гонке посуху должна стать стратегия остановок. Первыми на девятом круге совершили плановые остановки Спанглер, Грин, Роккенфеллер, Джарвис и несколько прошлогодних Мерседесов. Через полторы минуты их примеру последовали уже Кристенсен с Томчиком. Хотя команды механиков у Экстрема и Шайдера разные, пилот предпочли останавливаться на разных кругах. Эки подъехал к боксам на 11 круге, Шайдер – на 12. Лишнего круга немецкому пилоты не хватило, вполне возможно из-за четкой работы механиков, обслуживавших автомобиль действующего чемпиона. К тому же, Тимо после гонки сказал, что лишний круг перед остановкой отнимал у него целую секунду. Брюно Спанглер отметил тот факт, если бы можно было остановиться круге на пятом, то Ауди не успели бы серьезно оторваться. Новые шины обеспечивают некоторое преимущество, что доказал Ральф Шумахер. Он побывал на второй остановке на шесть кругов раньше Матиаса Лауды и, таким образом, смог опередить австрийца за счет грамотной стратегии обязательных посещений пит-лейн. Волну вторых остановок открыли Према с Энгелем. Помогла бы ранняя остановка французу, мы не узнаем. Четырьмя кругами позже он попробовал проехать в Шейвлак задом наперед, что окончилось вылетом. А вот Спанглер (15), Грин (16), Ди Реста (17) останавливались существенно раньше Ауди: Экстрем(19), Шайдер(20), Кристенсен, Томчик (21). Видимо, Ракета и впрямь с аппетитом кушает резину, что давно подметил и Гэри Паффетт. Ну а Мерседесы ничего путного из своей стратегии не извлекли. Разве что, Пол ди Реста из-за заминки с правым заднем колесом потерял десять секунд и откатился на седьмое место. Права была Сьюзи Стоддарт : «Когда ты стоишь на верхней ступени подиума, над трассой разносится «Боже, храни Королеву», а когда вылезаешь из гравийной ловушки безопасности, все вдруг вспоминают, что ты шотландец…». Вообще, Пол мог радоваться, что капризы удачи зацепили его только по касательной. Уж кому и впрямь стоило посыпать голову пеплом, так это командам Феникс и Фьючеком. Вот уж по кому хорошенько проехалось железное колесо фортуны. Если бы Кристиан Альберс знал, что вылетит на втором круге, стал он экономить резину в квалификации? Да и в принципиальном споре в демонстрационных заездах на спортивных машинах ЛМП он проиграл своему заклятому противнику Йосу Ферстаппену (широко известно их острейшее заочное соперничество). Кэтрин Легг на старте получила удар по машине и всю гонку боролась со своеобразной управляемостью, но не дотянула до клетчатого флага. Джарвиса на старте оттеснили из первой десятки. Он попытался было за счет ранних пит-стопов изменить ситуацию, но его Ауди была иного мнения. Еще один сход по техническим проблемам для частной команды. На сей раз подвела трансмиссия.
Кого же мы забыли? Можно сказать, судьба (а может быть и не самый быстрый автомобиль в пелотоне) снова свел в очном поединке Шумахера и Лауду. Одна только вывеска такого поединка чего стоит! На сей раз немец своего не упустил и может быть доволен – на его счету самый впечатляющий прогресс по ходу гонки, отыграно семь позиций. Впереди них всю гонку с отрывом в восемь-десять секунд, сам по себе, проехал Гэри Паффетт. А вот на пороге зачетной восьмерки на последней трети дистанции шла напряженная борьба. Бернд Шнайдер порывался отомстить квалификационному обидчику, Майку Роккенфеллеру. Атака на последнем круге в Водафонбохт (там, где Шайдер в прошлом году довольно жестко оттеснил Спенглера) вышла немного своеобразной. Бернд обогнал Рокки, но остался на том же пороге, ведь в пылу борьбы два дуэлянта пропустили Маркуса Винкельхока. Вот такое дежа вю. Опять местами борьба, недовольство, серые тучи и четыре Ауди впереди. Без скандала, в честной борьбе, но опять большинство недовольно…Блестящий подарок на тридцатилетие сделал себе Эки (Хауг поинтересовался, не собирается ли швед подумать о пенсии). Шайдер был доволен, но не попал ли песок в механизм «Чемпион-2008»? Кристенсен в очередной раз доказал, что пребывает в Абт Спортслайн не за громкое имя, установив, к тому же, лучший круг в гонке. Мартин Томчик обеспечил первый для Ауди триумф в новом ДТМ.
Ну, а после финиша пошел прохладный голландский дождь. Назло среднестатистическому болельщику, назло Хаугу. Кто знает, сможет ли Мерседес отыграться на второй домашней трассе. Будет ли Айфель щедр на дождливую погоду, чтобы подыграть своим землякам? Никто из нас этого, к счастью, не знает. Нас ждет очередной раунд противостояний Экспресс – Звезда, лучших европейских пилотов кузовных машин, острая внутрикомандная борьба Экстрем - Шайдер. Из этого следует только один вывод. Скучно не будет. Это же ДТМ!
ПС Свидетелями такого вот значимого и полного событий этапа мы с Вами стали. Если у читателя данной заметки появилось желание вновь пересмотреть хотя бы основные моменты гонки, значит автор трудился не зря. По вирусу банальной зрелищности нанесен сокрушительный удар, если болельщику не достаточно просто наблюдать картинку экрана телевизора. Гонки это больше, чем час времени, потраченного у телевизора каждые выходные. Силуэты или технику Гранд Туризмо нужно хотя бы раз увидеть вживую, услышать утробный рык восьмицилиндрового двигателя, запечатлеть на сетчатке своих глаз автомобили быстрейших кузовных серий и чемпионатов Европы. Будем надеяться, у нас в самом ближайшем будущем появится такая возможность. Это будет огромный шаг к тому, чтобы понять этот удивительный, красочный мир, мир Больших Гонок.