Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Силуэты Свой путь «Цутии»

Силуэты

Свой путь «Цутии»

Автомобиль «Супра» команды «Цутия» отличается от тех, что основаны на «оригинальном» силуэте «апр-Супра». Это самостоятельный проект небольшой команды. Омологированные детали от «Тойоты» одинаковы у всех, но в остальном – авторство за «Цутией». Конструкция разработана Рюноске Кино, а аэродинамика – Такеши Цутией.

Сын основателя команды так и говорит: «Если сравнивать с человеком, то у всех четырех машин кости туловища одинаковые, но все «конечности» разные».

В то время как оригинальные три «апр-Супры» выиграли гонки в свой дебютный год, у «Цутия-Супры» был трудный сезон. Японцы не скрывают, что в минувшем первенстве условия участия в ГТА ГТ300 были изменены в сторону ухудшения характеристик. Помимо этого были и «детские болезни».

 

Свой путь «Цутии», изображение №1
 

 

Машина не участвовала в первом этапе на «Окаяме», потому что она попросту не была готова. Заезд на «Фудзи» стал своеобразной обкаткой. Затем, на шинных тестах на «Судзуке», перед четвертым этапом, из-за неисправности рулевого управления силуэт потерпел аварию в повороте 130Р. К счастью, Сейта Нонака, который был за рулем автомобиля, не пострадал. Инженер Кино прокомментировал случившееся: «Нам пришлось перестраивать всю переднюю часть. Мы глубоко сожалели о том, что подвергли гонщика опасности, конструкцию узла пересмотрели».

Команда «Цутия», которая, по сути, является частным предпринимателем, не имеет достаточных средств. Причина, по которой она решила использовать изобретательность для своей оригинальной конструкции, заключается в том, что у нее, как у группы инженеров, есть сильное желание сделать все самостоятельно, а также добиться снижения затрат. Инженер Кино раскрыл подробности ситуации вокруг аварии и ее последствий:

«Этот автомобиль был разработан с использованием деталей предыдущего автомобиля, сохранившихся на базе команды. Поскольку «Цутия» обладает долгой историей, у команды накопилось много инвентаря, сделанного еще Харуо Цутией. Мы пытались сохранить расходы за счет уменьшения количества деталей. Однако, можно сказать, это было немного форсировано, так как в конструкции оказалась «структурная дыра». Это ошибка проектирования.

Проблема с рулевой системой была вызвана выходом из строя креплений. Конечно, мы не строим машину с намерением довести ее потом до поломки, но, как бы тщательно мы ни относились к безопасности, могут появляться такие ситуации. Я сожалею, что мы недостаточно хорошо поработали над этим. Мы более не используем эту деталь, заменив ее оригинальными узлами. Подобные симптомы никогда более не должны возникать».

 

Свой путь «Цутии», изображение №2
 

 

Повреждение передней части было серьезным из-за аварии, и необходимо было заменить двигатель, а также отремонтировать передний подрамник. Команда поставила в приоритет исправить все должным образом и решила отказаться от участия в четвертом этапе на «Фудзи». Воздуховоды в переднем бампере и капоте также были «единственными в своем роде» и отводили изначально поток в сторону. После пришлось пересмотреть форму и сделать их иначе. Это было небольшим внешне изменением, но команда быстро поняла, что такая модернизация несет значительные перемены в характеристиках.

С момента первого испытания в конце марта группа инженеров практически без отдыха продолжала совершенствовать автомобиль. «Я никогда не работал дважды с одной и той же спецификацией конструкции», - смеется инженер Кино.

Например, изначально торцевая пластина заднего антикрыла и некоторые детали диффузора были изготовлены из так называемого «влажного» углеволокна, наклеенного на фанеру. Уточнив возможности производства, в команде сделали свои собственные формы, одолжили оборудование и самостоятельно изготовили детали из «сухого» углеволокна, которое легче и прочнее более распространенного варианта (так говорят японские конструктора, которые, мягко говоря, в вопросе разбираются).

В целом же, «Цутия-Супра» стала легче, чем «апр-Супра». При этом вес должен соответствовать показателям омологированной версии для ГТ300. Если собственная модель команды оказалась более легкой, то это позволит просто эффективнее разместить балласт на борту.

Работа велась над выхлопной системой. Отвод осуществляется сбоку, но со временем была изменена форма трубы, чтобы обеспечить прохождение горячего потока вдоль кузова. Ребро из нержавеющей стали установлено за выхлопной трубой, способствуя организации полезных вихрей, которые, судя по всему, позволяют несколько улучшить аэродинамическую эффективность машины.

 

Свой путь «Цутии», изображение №3
 

 

Многие модернизации конструкции (как называют их в команде, «плюс-альфа») были сделаны еще до третьего этапа, то есть, сразу после боевой обкатки машины. После заездов в команде решили проверить аэродинамику наглядно, задействовав вентилятор, который обычно охлаждает радиатор машины в гараже. Поток от него направили на кузов, на котором развесили нити, чтобы визуализировать движение воздушных масс. Такой эксперимент позволил собрать достаточно данных, чтобы же на следующих шинных тестах машина поехала куда увереннее. Правда, к сожалению, затем случилась та злосчастная поломка рулевого управления.

После пропуска четвертого этапа последовала новая обкатка – уже отремонтированного шасси, на этапе на «Судзуке». В команде остались недовольны результатами. Несмотря на то, что в классификации они заняли более высокое место, темп на круге упал по сравнению с предыдущим этапом, проводившемся на той же трассе.

«Мы изменили форму воздуховодов, пытаясь увеличить общий уровень прижимной силы, но в итоге это нарушило аэробаланс и снизило общую производительность. Передняя панель днища имела ту же форму, но отличалась по конструкции. Оказалось, что жесткость конструкции снижена, деталь изгибается, и форма меняется из-за трения. Внешне изменений почти не было, но само изменение формы воздуховодов привело к изменению характера течения потока вдоль всего кузова и, особенно, в задней части.

Разницу в поведении машины класса «материнское шасси» (МШ86) и силуэта «Супра» оценил Такамицу Мацуи, выигравший чемпионат в 2016 году:

«Обе машины подходят для прохождения поворотов, но самым главным оружием МШ86 является его легкость: автомобиль выигрывает время на торможениях и в поворотах. Техника ЯАФ ГТ300 имеет определенную степень свободы в конструкции днища, поэтому прижимная сила здесь очень важна. Это явственно чувствуется. После восстановления машины на пятом этапе я ощутил, что прижимная сила уменьшилась. А «Супра» - это машина, которая «работает» за счет этой силы».

В то время как многие конкуренты по ЯАФ ГТ300 разрабатывают аэродинамические детали с помощью вычислительной гидродинамики (ВГД, CFD) и испытаний в аэродинамической трубе, в «Цутии» просто не могут себе этого позволить. На трассе с длинной прямой, как «Фудзи», можно в какой-то степени проанализировать течение потоков, но на других трассах все ограничивается отметкой «сравним комментарии гонщиков, проверим темп на круге, результаты по секторам и кое-какие данные с датчиков».

«Было большим достижением завершить 450-километровую гонку в хорошем гоночном темпе», - уточняет инженер Кино, который с нетерпением ждал финиша, чтобы получить информацию от гонщиков.

На «Суго» был отмечен прогресс в квалификации, где удалось пробиться во второй сегмент, а также в гонке: первые зачетные баллы. В команде уверены, что дождь, сопровождавший заезд, не пошел на пользу, так как на сухой трассе имелись шансы на более высокое место.

Получается, авария на тестах откинула команду на несколько шагов назад, и только на «Суго» удалось вернуться в отправную точку, с чего начинался сезон для коллектива.

 

Свой путь «Цутии», изображение №4
 

 

«Мы уже много чего запланировали на новый сезон, многое предстоит сделать. – говорит Кино. – Нам необходимо проанализировать аэродинамику в системе ВГД, для чего я на свои средства купил 3Д-сканер. Пока я не могу гарантировать, что нам удастся выполнить все задуманное, но перед нами всегда пример Харуо Цутии, который смог выиграть 6 из 7 гонок чемпионата 1998 года».

Можно сказать, что в «Цутии» продолжают идти по стопам своих великих предшественников.