Ралли
Войнушка в песочнице
- Подробности
- Категория: Ралли
- 16.01.2012 18:53 Просмотров: 1306
Кто победил в Дакаре? Скорее всего, «Тойота», «МАЗ» и другие герои второго плана.
Вот и завершился очередной не-имеющй-ничего-общего-с-Дакаром марафон. Чтобы проследить тенденции в автоспорте, как мы уже знаем, нужно следить, куда стремятся инвестиции. Судя по составу участников в автомобильном зачете, дела у организаторов известной гонки не так хороши, как ранее.
Ведущие экипажи, громившие всех и вся по ходу двух предыдущих сезонов ушли (или лишились заводской поддержки), и краски сразу потускнели. В итоге марафон погряз в каких-то разбирательствах, некрасивых историях. А технику победителей можно принять за игрушечные пластмассовые машинки из песочницы.
Конечно, с «Дакаром» остались невероятной красоты пейзажи. Естественно, все отважившиеся на участие в ралли-рейде спортсмены – настоящие герои, и гонка продолжает оставаться тяжелейшим испытанием, в первую очередь, для людей, а уж потом – для машин. Но заводской лоск исчез, а вот к первобытному авантюризму, свойственному этому действу, вернуться уже сложнее. Телевидение, болельщики и спонсоры требуют продолжения банкета.
На выходе получается шоу со странными правилами. Впрочем, в январе не привыкать к чудачествам. Скорее всего, и не нужно слишком сильно упирать на логику – впереди еще целый сезон, по ходу которого предстоит разбираться с течением борьбы в многочисленных первенствах. Но как же трудно назвать реальных победителей этого «Дакара».
Кому действительно нравится, что триумфатор рейда в автомобильном зачете без церемоний толкает бортом своей машины несчастного мотоциклиста в реку? Может быть, этот спортсмен, отчаянно преодолевавший брод, толкая двухколесного «друга», собирал деньги на участие целый год? Какое дело до таких мелочей Петранселю, мчавшему к 10 победе. Вот вам и «дух Дакара». Вот вам и взаимовыручка.
К счастью, такой триумф будут вспоминать лишь любители статистики. Чем удивительна победа «Икс-Рейда»? Условно добавьте четыре синих турбодизельных прототипа, в двух-трех часах впереди этих машинок, и получится реальный расклад сил, ничем не отличающийся от прошлогоднего. Вообще, для чего марке «Мини» участвовать в таких гонках и каким ветром городскую малолитражку занесло в пустыню? Гораздо уместнее подобная техника смотрится на раллийных спецучастках в Монте-Карло.
Зато прекрасно вписываются в ландшафт огромные багги Робби Гордона. Но тут спортсмен и организаторы, что называется, нашли друг друга. Американец и его новый коллега Нассер Аль-Аттия шли на весьма солидный для себя результат (спасибо, «Туареги» сами с пути свернули), но опять не тут-то было. Прошлогодний чемпион долго привыкал к машине, а потом вовсе израсходовал запасные части. А Робби чуть было не дисквалифицировали из-за использования, как считают судьи, системы подкачки шин, которая хитрым образом добавляла мощности мотору. Сам спортсмен уверяет, что точно такая система была установлена и в прошлом году, но никто внимания на нее не обратил. Да и перед этой гонкой автомобиль техническую инспекцию прошел. Куда смотрели контролеры? В итоге прозвучали громкие заявления, не пошедшие на пользу спортсмену и подпортившие репутацию самого рейда.
Кто же на этом фоне оказался в выигрыше? Тот, кто держался на вторых ролях. Жиньель де Виллерс без лишнего шума добрался до третьего места на куда более подходящем к декорациям прототипе «Тойота». Даже Робби Гордон, который, казалось, постоянно находится в центре внимания, оказался позади. Стоит японцам чуть прибавить заводской поддержки, и, скорее всего, «Мини» со своим десятикратным чемпионом снова перекочуют в разряд вечно догоняющих.
Четвертым в абсолюте стал Леонид Новицкий. Лучший результат отечественных спортсменов за всю историю «Дакара». Но стоит прибавить квартет тех самых синих берберов, потерявшихся в песках коммерциализации автоспорта, и четвертая позиция превращается в восьмую, которую Леонид уже занимал в 2010 году.
Совсем грустно для отечественных производителей сложился марафон в грузовом зачете. Конечно, нужно было готовить себя к тому, что молодой состав «КамАЗа» вряд ли повторит успех своих легендарных наставников, но душ оказался чрезмерно ледяным. Да еще и новому лидеру дружины был уготован двойной сход: сначала Эдуарда Николаева дисквалифицировали (грузовик столкнулся с соперником, но помог тому вернуться в гонку; экипаж получил компенсацию времени, но решил заменить поврежденное колесо, что запрещено), а потом капитально вышел из строя двигатель. Ближе к финишу разогнался Андрей Каргинов, впервые севший за руль грузовика в 2007 году. Но всех стараний гонщика в тот момент, когда лидеры уже успокоились, хватило на несколько выигранных участков и 5 часов проигрыша на финише.
Конечно, новичкам еще предстоит обучиться всем тонкостям управления многотонной спортивной машиной. Как известно, быстро проехать может любой, а вот добраться до финиша первым способен только профессионал экстра-класса. Нам остается только вспоминать, как Владимир Чагин на такой же машине обгонял легковушки и финишировал в десятке абсолюта. Получается, «КамАЗ» выигрывал не только благодаря превосходству в технике.
А победил в ралли-рейде Жерар де Рой на прототипе «Ивеко». Конечно, не обошлось без возни с подозрениями в мошенничестве. Оказывается, большую часть пути на его грузовике был слишком большой ход подвески. Но почему «КамАЗ» не стал подавать жалобу?
Если отстраниться ото всех головоломок, то откроется примечательная картина. Сильно выступили экипажи на нормальных «Ивеко Тракерах». Ханс Стейси был достоин победы. Известный раллист Мики Бьязон, изредка стартовавший в Дакарах, на этот раз показал лучший для себя результат. Прямо за ним финишировал Мартин Коломый на «Татре». «ЛИАЗ» Ярослава Вальтра занял 12 место, опередив знаменитые некогда «Жинафы».
И, конечно, нужно отметить успешное выступление заводской команды «МАЗа». Автомобиль, полностью соответствующий букве правил Т4, собранный минскими специалистами из белорусских комплектующих (заграничная тут, пожалуй, только трансмиссия), добрался до финиша на 31 месте (экпаж Александра Василевского). Конечно, для нынешнего «Дакара» какие-то решения слишком тяжеловесны: один двигатель ММЗ на основе ярославского чего только стоит.
Уже слышны вопли: «Надо идти в ногу со временем, делать из машины винегрет из заграничных деталей, хватит грузовику и минского шильдика на радиаторной решетке».
А теперь задумайтесь, нужна ли вам победа такого неопределенно-европейско-азиатского прототипа или вам хватит просто радости за тот десяток энтузиастов, отправившихся в сложнейший поход; за тех минских рабочих, что помогли создать практически серийную машину, выдерживающую колоссальные испытания. Не нынешний ли «МАЗ» наглядно демонстрирует наличие того самого «духа Дакара», настоящего спортивного авантюризма? Для «Гоночной Техники» ответ очевиден. Остается только пожелать команде Минского завода успехов и упорства в достижении поставленных целей.