Большой туризм
24 часа Спа: Архивация событий
- Подробности
- Категория: Большой Туризм
- 06.08.2016 19:32 Просмотров: 694
В бельгийском марафоне приключилось столько всего, что хватило бы и на два 24-часовых заезда.
На знаменитой бельгийской трассе, не нуждающейся в особом представлении, состоялся 68-й марафон «24 часа Спа». Конечно, нынешняя версия трассы не идет ни в какое сравнение с предыдущими 15- и, особенно, 14-километровыми. Последняя, которая была проложена по дорогам общего пользования между городками Франкошан, Мальмеди и Ставло, до сих пор удерживает рекорд средней скорости на круге (236,36 км/ч) среди всех трасс, так называемого «европейского» типа, так как на треках (или как их еще немного странно кличат «овалами»), само собой, темп выше. Достижение установлено еще в 1971 году Жаком-Бернаром «Жаки» Иксом на прототипе «Феррари» 312ПБ.
Разумеется, та трасса, пронзавшая маленькие бельгийские городки, в которых до сих пор иногда отключают электричество (из-за чего порой даже останавливают гонки в Спа), была слишком опасной даже по меркам 70-х годов. С одной стороны, конечно, жаль, что подобные автодромы (Бремгартен, Клермон-Ферран, старый Фудзи, островная трасса для Тарги Флорио) остались в прошлом; но, все же это лучше, чем оставлять автоспорт в виде гладиаторских боев, когда спортивная арена буквально требует жертв. Поэтому сейчас Спа – это «всего лишь» 7 километров, в которые вписалась лишь северная часть оригинальной трассы с поворотами Бланшимон, Ля Сурс, О’Руж и подъемом Кеммель. Остальная, внутренняя петля, живописно вписанная в ландшафт с солидным перепадом высот, никак не напоминает о тех оригинальных перегонах между городками, когда по бокам от дороги с хитрым поперечным рельефом мелькали телеграфные столбы да тюки соломы. Конечно же, это нисколько не умаляет сложность нынешнего варианта Спа, который по праву считается одним из самых серьезных испытаний для гонщиков, особенно, ночью и в дождь. Этот аспект, кстати, стал причиной беспокойства ведущих команд, когда организатор гонок ГТ3 Стефан Ратель объявил о планах по допуску на старт марафона машин кубковой категории. В нее попадают, например, такие монстры, как купе «Ламборгини Ураган Трофео», которые по максимальной скорости спокойно разбираются с любыми «третьеклассниками». При этом выступают в этом зачете не только такие известные коллективы, как, например, наш «Арт-Лайн», но и куда менее профессиональные с гонщиками-любителями за рулем. Остается только догадываться, как это отразится на безопасности заездов.
Но пока что все внимание приковано к заводским пилотам, в большом количестве пожаловавшим в Спа. Тут вам и армада «Ауди» с Лоренсом Вантором, Эдоардо Мортарой, Маркусом Винкельхоком и всеми другими знаменитыми подопечными доктора Вольфганга Ульриха; и «Бентли-бойз» в самом боевом настрое, и самые-самые лучшие представители «БМВ», горящие желанием отстоять прошлогодний триумф на трассе, где их марка побеждала 22 раза (первый успех, кстати, принес младший брат Жаки Икса Паскаль), и профессионалы из Уокинга, раз за разом демонстрирующие, что купе «МакЛарен» 650С в умелых руках все-таки очень опасное оружие. Но все внимание снова, как на марафоне «24 часа Нюурбургринга», оказалось прикованным к «Мерседесу».
Как и предполагалось, после триумфа на Нордшляйфе штутгартцы ушли в тень и залегли под ил, чтобы ненароком не схлопотать слишком серьезных поправок в системе гандикапов. Пока их соперники отчаянно резвились в Ле-Кастелле и на спринтерских этапах, в лагере «АМГ» хранили завидную выдержку. Даже на тестах перед уик-эндом в Спа они не показывали истинного темпа: на своеобразной разминке лидерство перехватывали друг у друга гонщики команд «Ауди» и «Бентли».
Но все расставила по своим местам квалификация, в которой шесть первых позиций заняли экипажи коллективов «Мерседес». Даже штраф для обладателя поула, Максимилиана Гетца, который улучшил свой результат под желтыми флагами, не испортил статистику.
Далее события развернулись по совершенно неожиданному сценарию: на технической инспекции оказалось, что на всех купе «АМГ» ГТ3, участвовавших в решающей части квалификации кто-то поковырялся в блоке управления двигателем, поменяв настройки углов опережения зажигания. За это всю шестерку лишили зачетных времен и обязали отбыть 5-минутную штрафную остановку в самом начале заезда. Ситуация получилась интересная. За формальную провинность, которую сами мерседесовцы назвали «неверным прочтением регламента», вряд ли предоставляющую решающее преимущество, последовало суровое наказание. При этом окончательное решение организаторами заезда было озвучено чуть ли не перед самым стартом. Устроители гонки в накладе не остались, так как одной из главных интриг был прорыв наказанных экипажей. Вот только сам факт возможности отыграть 5-минутный штраф (да, пусть часть его отбывали по ходу действия виртуального автомобиля безопасности, что само по себе, кстати, не особо согласуется с правилами) говорит о том, что с «балансом» в ГТ3 все далеко не здорово.
В победу «БМВ», думается, верили лишь самые неисправимые оптимисты и преданные фанаты марки – слишком уж невыразительным был старт сезона для баварской марки и ее новой модели M6 в ГТ3. Но все обернулось так, что команда «Рове», упустившая первое место в Спа в прошлом году, на сей раз получает роскошный подарок от спортивной фортуны, попутно позволяя «БМВ» защитить свое чемпионство в этом марафоне. Сезоном ранее, не менее неожиданно, на верхнюю ступень подиума поднялись представители ныне расформированной из-за отсутствия средств команды «Марк ВДС», которые добыли последнюю крупную победу для купе Цет4 ГТ3.
Интересно, что инженерный костяк того коллектива в межсезонье влился в новый проект «Гараж 59», который является придворной командой фирмы «МакЛарен». По ходу этого чемпионата, как в марафонской его части, так и в спринтерской, английское купе демонстрировало хороший темп, что позволило Робу Беллу серьезно закрепиться в лидерах объединенного зачета. Но вот в Спа, как и ожидалось, автомобиль с крутым характером проявил свой норов, с которым не смогли справиться ни опытнейшие заводчане, ни приглашенные из ЛМП2 звезды по типу Пипо Деран.
Вообще, машины «БМВ» не были самыми быстрыми на трассе. Даже без учета команд «Мерседес» с их почти 5-минутным гандикапом, как минимум в «Бентли» ехали уж точно не медленнее. Вот только дебют знаменитой Лины Гейд, перешедший в английскую марку с поста гоночного инженера «Ауди», не задался: раз за разом ведущий экипаж был вынужден отбывать штрафы. Несмотря на это и внеплановые остановки из-за пробитой шины, «Бентли-бойз» были в лидерах, но команда опять напортачила: на сей раз пришлось останавливаться вне графика, чтобы сменить гонщика, который находился за рулем слишком долго. А на последней остановке команда и вовсе допустила просчет, стоивший заслуженного места на подиуме. Англичане не воспользовались последними изменениями в правилах проведения пит-стопов и зачем-то держали свою машину под секундомером целых 2 минуты, хотя могли выпустить ее сразу после замены колес, так как дозаправка не осуществлялась (минимальное время пит-стопов ввели, чтобы у команд не было соблазна экспериментировать).
А вот в «Рове» все рассчитали блестяще. Нехватку скорости сполна компенсировали рискованными тактическими маневрами, претворить в жизнь которые помогли гонщики Максим Мартен, Александр Симс и Филипп Энг. В момент, когда зарядил небольшой дождь свое мастерство в этих сложных условиях снова продемонстрировал Мартен. Он прошел отрезок на сликах, в то время как соперники теряли время на переобувание, а кто-то, как ведущий экипаж «Ауди» и вовсе зрелищно сошел (перегретый протектор дождевой шины разорвало и ошметки повредили масляный радиатор, из-за чего машина попросту выспыхнула).
Под финиш заезда прошел уже настоящий ливень, что привело к опасной ситуации в финальном повороте, где «всплыл» десяток машин. Некоторые из них просто улетели в отбойник, а вот «Ламборгини» команды «Конрад» жестко торпедировал неудачно остановившийся «Мерседес». К счастью, никто не пострадал.
Вынужденная смена шин привела к глобальным перестановкам в лидирующей группе. Свои позиции не разменяли только в «Рове», которые провели остановку без заминок. В «Бентли», как уже говорилось, напортачили с правилами и собственными руками отдали второе место «Мерседесу». Причем, «Мерседесу» французской команды «Акка», за которую ехали Феликс Розенквист, Тристан Вотье и Ренгер ван дер Занде. «Серебро» могло достаться «желтой бестии», как ее окрестил Гэри Паффетт, но экипаж ветерана ДТМ поплатился штрафом за опасный выезд от механиков. Третье место в итоге ушло к экипажу «ВРТ-Ауди» в составе Лоренса Вантора, Рене Раста и Нико Мюллера.
Ну а для «БМВ» М6 это была первая победа в 24-часовых гонках. Пусть и немного неожиданная, но целиком и полностью заслуженная. А Максим Мартен стал вторым в истории победителем этой гонки, кому удалось повторить достижение своего отца (Жана-Мишеля Мартена). До этого подобным результатом могли похвастать только Майк и Тони Хеземансы.
В зачете Про-Ам долгожданную победу отпраздновал коллектив «Имса Перфоманс Порше» в весьма красочной ливрее «Кодак». В составе французов безошибочным пилотажем отметились заводчанин «Порше» Патрик Пиле, Максим Жус, Раймон Нарак и Тьерри Корнак. В любительском зачете первенствовал экипаж «Кессель Феррари». За рулем модели 488 вместе с Марко Зануттини, Лайамом Тальбо и Николой Кадеем выступал россиянин Вадим Гитлин.