Большой туризм
До Луны и обратно
- Подробности
- Категория: Большой Туризм
- 18.02.2016 17:49 Просмотров: 607
Очередная порция завораживающей статистики и интересных цифр из мира Большого Туризма
Знаменитый счетовод Пол Трасвелл снова выкроил время в своем напряженном графике (а он вовсе никак не связан с гонками по основной работе) и поделился своими арифметическими размышлениями по поводу прошедших на данный момент гонок в классе ГТ3. В оригинале заметка называется «Дубай, Дейтона, Батерст…и Монца – уже на носу». Ниже мы приводим вольный перевод текста.
Заштатному «вычислительному центру» «Радио Ле-Ман» в этом году посчастливилось комментировать гонку «24 часа Дубая» непосредственно с места событий. Два других марафона (в Дейтоне и Батерсте) он наблюдал в прямом эфире дома, что, впрочем не помешало собрать, как обычно, огромный массив данных. Вдохновленный специальным выпуском «РЛМ», названным «Дебаты по ГТ», Трасвелл решил в полной мере оценить возможность проведения трех крупных заездов на разных континентах (в число которых не попала Европа) в течение всего лишь 4 недель. При этом во всех трех марафонах сразу смогли поучаствовать лишь два гонщика, что говорит о большой востребованности идеи проведения.
Уследить за 60 часами гонок непосредственно с места событий было бы крайне сложно. Но сейчас в нашем распоряжении все блага технического прогресса, чтобы быть в курсе событий, не выходя из дома.
В дальнейшем мы будем рассматривать лишь классы, связанные с ГТ3. Это А6 в Дубае, ГТД в Дейтоне и А в Батерсте.
Дубай |
Дейтона |
Батерст |
|
1 |
Ауди |
Ауди |
МакЛарен |
2 |
Мерседес |
Порше |
Ниссан |
3 |
Ауди |
Додж |
Бентли |
4 |
Мерседес |
Астон Мартин |
Ауди |
5 |
Ауди |
Ламборгини |
Мерседес |
6 |
Мерседес |
БМВ |
Ауди |
Конечно, такая выборка не дает полного представления о раскладе сил, но на основе трех марафонов «кубок» мог бы достаться «Ауди» или «Мерседесу». Другое дело, что здесь представлено сразу 10 производителей. Среди которых нет «Феррари»!
Несмотря на то что гонки проводились на разных типах трасс, можно, ради удовольствия, сравнить дистанцию, преодоленную победителями. В Дейтоне учтен километраж, преодоленный именно «Ауди», а не триумфаторами в общем зачете. Дистанцию Батерста умножили на два, так как там гонка шла 12 часов, а не 24.
Дубай |
Дейтона |
Батерст *2 |
|
Дистанция, км |
3174,6 |
4027,7 |
3690,6 |
78,8% |
100% |
91,6% |
В марафонах недостаточно иметь быструю и надежную машину. Весь экипаж должен быть одинаково хорош, как и механики. В разных чемпионатах используются разные правила проведения дозаправок и смен гонщиков, но, тем не менее, интересно сравнить время, проведенное победителями в зоне обслуживания.
Дубай: 1 час 23 мин 20 сек (25 остановок, 4 гонщика, 17 смен гонщиков)
Дейтона: 40 мин 58 сек (28 остановок, 4 гонщика, 11 смен гонщиков)
Батерст: 18 мин 32 сек (13 остановок, 3 гонщика, 5 смен гонщиков)
Не забудем, в Дубае дозаправка производится в специально отведенной области, на обычной станции. В Дейтоне, для того чтобы замедлить ГТД, используются узкие ограничители подачи топлива в бак. Те, кто следил за Батерстом, знают, что у «МакЛарена» на остановках там было не все ладно, ведь финишировавший вслед за ним «Ниссан» провел в зоне обслуживания 13 минут 54 секунды, а в «Ауди» обошлись всего лишь 8 остановками, которые в сумме длились всего 11 минут!
Не будем забывать и о скорости. Мы же все-таки рассматриваем гонки.
Лучшие круги и средняя скорость:
Дубай: 1.58,712 (163,727 км/ч) – 84%
Дейтона: 1.45,873 (194,812 км/ч) – 100%
Батерст: 2.01,567 (183,987 км/ч) – 94,4%
Разумеется, гонки на одном круге не выигрываются. Все дело в средней скорости на трассе, на протяжение всей гонки. Еще интереснее посмотреть на среднюю скорость, вычисленную по пройденной дистанции, и времени, когда экипаж находился непосредственно на трассе. Это позволяет избежать учета времени, проведенного на обслуживании:
Дубай: 139,28 км/ч (80,7%)
Дейтона: 172,50 км/ч (100%)
Батерст: 157,59 км/ч (91,4%)
С другой стороны, из-за многочисленных случаев нейтрализации гонки желтыми флагами и эти цифры не представляют исключительного аналитического смысла.
Попробуем вычислить, сколько процентов гонок у нас украли эти нейтрализации.
Дубай: 4 часа 20 минут 09 секунд (18% гонки) / 545 кругов под зеленым (93% кругов)
Дейтона: 5 часов 10 минут 52 секунды (22%) / 593 кругов под зеленым (84% кругов)
Батерст: 3 часа 04 минуты 31 секунда (26%) / 245 кругов под зеленым (82% кругов)
Сумма процентных соотношений в каждом случае, само собой, не дает 100%. Да и скорость, на которой дистанцию преодолевают в период нейтрализации разная: в Дубае под «кодом 60», соответственно, 60 км/ч; в Батерсте – 90 км/ч, а в Дейтоне – 120 км/ч.
В заключении нужно отметить, что сейчас многие говорят о золотом веке для ГТ. Сравнить нынешнее положение гонок в классе Большого Туризма можно с 1990-ми годами, когда новый чемпионат Стефана Рателя привлекал большой внимание тех, кто раньше следил за гонками спортивных машин, временно сошедших со сцены. Лично же Трасвеллу ситуация больше напоминает 1970-ые, когда господствовала Группа 5, а марки «Форд», «БМВ», «Лянча» и «Порше» поддерживали развитие не только благодаря заводским командам, но и обширному «частному сектору».
Сейчас в гонках ГТ3 участвуют только частные команды. Но это не мешает заводам предоставлять своих гонщиков. Все они, вместе с менее профессиональными и, прямо скажем, любителями, за три гонки, что прошли за последние 4 недели, преодолели внушительное расстояние. В Дубае стартовало 98 экипажей, в Дейтоне – 54, в Батерсте – 36. Все они в сумме прошли:
в Дубае: 232556 км
в Дейтоне: 186018 км
в Батерсте: 46349 км
Всего: 464924 км
Чтобы представить себе эту цифру, можно вспомнить, что до Луны нам, в среднем, 384400 км. То есть, с учетом предстоящих заездов в Монце, можно сказать, пелотон ГТ3 совершил путешествие на естественный спутник Земли. Либо, пересек насквозь самую большую планету Солнечной системы, Юпитер, диаметр которого составляет 439264 км.