Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Гоночные машины Хлопок в ресивере

Формула 1

Хлопок в ресивере

indy-engineНемного про "Индикар".

Тщаньями Маршалла Прюэтта, спеца по Индикару и ИМСА, у нас есть повод поговорить про итало-американские гоночные машины хотя бы в преддверии самой крупной гонки в их календаре.

Кратко о явлении, которое не является чем-то новым на гоночных машинах с турбонаддувом, но заняло центральное место в повестке новостей по ходу квалификаций к гонке "Инди-500". На нескольких автомобилях с двигателями «Шевроле» в самое неподходящее время во время хронометрируемых заездов произошло возгорание в ресивере.

Ресивер (plenum) - место «встречи» и смешивания (на картинке зеленым цветом) сжатого воздуха, подаваемого в боковые части из нагнетательного патрубка (синий) из турбин, и топлива, распыляемого сверху форсунками (красный). Таким образом ресивер накрывает и уплотняет впускную систему двигателя.

В больших атмосферных V8 на прототипах ЛМДг у «Дженерал Моторс» используются ресиверы для подачи воздуха во впускную систему открытым способом; поскольку там не используются турбины, нет необходимости устанавливать герметичный отсек над для удержания сжатого воздуха.

В гонках «Индикара» на трассах (а не треках) и по городским автодромам, а также в квалификации перед «Инди-500» давление составляет 1,5 бар, что обеспечивает большую мощность.

Поскольку циркулирующая смесь сжатого воздуха и топлива постоянно подается во впускной канал, есть риск воспламенения до того, как все это попадет в камеру сгорания, если вдруг впускной клапан оставить открытым на долю мгновения, пока в цилиндре остается пламя.
Бывает, что пламя пробирается обратно через впускной клапан, и вся горючая смесь во впускном канале поджигается, прежде чем у нее появляется шанс достичь камеры сгорания.

Считается, что при высоком уровне наддува дополнительное давление, подаваемое на впускные клапаны сжатой смесью, приводит к подобному явлению чаще.

Возгорания в ресивере на трассах и уличных гонках случались и ранее. Пато О'Уорд был на пути к победе в Сейнт-Питерсберге в 2023 году, но из-за такого взрыва на его «Шевроле» вперед прошел бывший гонщик «Гэнасси» Маркус Эрикссон на его «Хонде».

У «Шевроле» возгорания за те миллисекунду или две, когда впускной клапан остается открытым, на «Индианаполисе» возникали при переключениях, когда двигатели работали на пределе при 12000 оборотов в минуту и был задействован ограничитель оборотов. Причиной “сбоев в работе двигателя” является что-то во взаимодействии электронного ограничителя оборотов, включающегося для предотвращения превышения лимита по оборотам. Чаще всего это происходило при переключении с высшей передачи — шестой — на пятую.

«Двигатель останавливается, - пояснил Уилл Пауэр. - Это сильно снижает скорость. Сначала я подумал, что двигатель вообще взорвался».

Как только «икота» проходит, дыхание приходит в норму. Только, когда летишь со скоростью почти 240 миль в час, любой кратковременный перерыв в ускорении вызывает тревогу и, безусловно, влияет на квалификационную скорость.

Стоит отметить, что, хотя в двигателях «Хонда» при том же давлении возгораний гораздо меньше, с их моторами они случаются время от времени. Но в семействе «Шевроле» частота возгораний намного выше. Трудно сказать почему, поскольку мы не знаем, что оба производителя делают с точки зрения механики и электроники, но есть кое-что, что отличается настолько, что делает это историей «Шевроле», а не «Хонды».

Босс гоночного отделения «Дженерал Моторс» Джим Кэмпбелл заявил в субботу вечером, что техники «Шевроле» будут работать всю ночь, пытаясь разработать калибровки двигателя, которые будут загружены в блоки управления для использования в воскресенье утром в тренировочной сессии для 12 быстрейших, и хотя было много вариантов было опробовано, история повторилось с «Пенске».

Что касается гонщиков, то, как только они наберут скорость на разминочных кругах и переключатся на максимальную передачу, им нужно оставаться на ней. Это означает, что они могут немного сбросить максимальную скорость, но не смогут переключаться на пятую передачу для ее поддержания. Удержание машины на шестой передаче является единственным очевидным решением проблемы.

Как только квалификация закончилась и двигатели переключились на пониженный наддув, о возгорании в ресивере можно забыть. Во всяком случае, никто не ожидает повторения истории в день гонки.