Формула 1
Как не нужно проектировать трассы
- Подробности
- Категория: Гоночные машины
- 25.10.2013 16:49 Просмотров: 890
Примечательная заметка от Паркера Клигермана.
Примечательная заметка от гонщика одной из серий НАСКАР Паркера Клигермана:
Лучший способ сконфигурировать отличную трассу – не ставить саму конфигурацию во главу угла. Чем больше вы упираете на схему, тем хуже она становится.
Идея пришла ко мне во время обсуждения одной из трасс в компьютерном симуляторе. Мне сказали: «Не могу дождаться, когда Формула-1 вернется на трассу в Остине». Почему? И не дождавшись ответа я нанес упредительный удар: «Это же очередной автодром-парковка от Германа Тильке. Ничего особого, километры зон безопасности, никакого риска» и т.д.
На момент разговора я в жизни не видел конфигурацию трассы в Остине, но предположил: «Держу пари, что длинная стартовая прямая завершается довольно медленным левым поворотом, затем серия совершенно бессмысленных змеек, как минимум один поворот с уменьшающимся радиусом и еще одна длинная прямая со шпилькой на конце».
«Слушай, да ты только что почти точно описал трассы в Китае, Индии, Хоккенхайм, Нюрбургринг, Бахрейн и Остин, будь он неладен», - только и оставалось воскликнуть моему приятелю.
Печально, но факт.
Чтобы понять, как не нужно строить трассы, обратим внимание на настоящие образчики архитектурного мастерства. Перенесемся на небольшой автодром под Торонто. Если у вас достаточно смелости – выжимайте акселератор.
Первый поворот по-настоящему пугает. Он очень быстрый с постоянной сменой ширины трассы и уклона дороги. Слева стена, справа – тоже. Думаете мы на городской трассе? Как бы ни так.
Второй вираж – один из самых известных в автоспорте. Вы несетесь к нему на подъеме и рассматриваете облака через ветровое стекло, когда асфальт наконец виляет в сторону, и вам нужно идти впритирку с внутренней стеной, чтобы удержаться на трассе. А потом – спуск. Да такой, что вам кажется, что кто-то столкнул вас с многоэтажки. И только достигнув фундамента, вы поймете, что тут вполне можно еще прибавить газу, так как сила инерции, нагнавшая вас, придает шинам еще чуть сцепления.
Если вы еще не поняли, мы на Моспорте.
Легенда гласит, что построил трассу фермер. Одним погожим утром он просто вывел на эти холмы свой бульдозер и колесил на нем себе на потеху, пока не получилась легендарная петля. Вот так. Никаких архитекторов. Никаких проектов. Семь раз отрежь, один раз отмерь.
Хм. Правдивая история? Вряд ли. Конечно, у Моспорта был архитектор. Но и в его проект пришлось вносить изменения после того, как строящуюся трассу посетил Стирлинг Мосс и посоветовал добавить один поворот для дополнительного испытания мужества гонщиков. Ничего Мосс не сказал тогда про безопасность или зоны вылета.
Еще один образчик архитектурного мастерства – трек в Южной Каролине, один из первых автодромов, построенных непосредственно для гонок НАСКАР. Гарольд Брейзингтон в 1948 году постели заезд в Индианаполисе и так загорелся идеей соорудить свою трассу, что быстренько выкупил 70 акров земли у одного фермера и начал строить трек по своему вкусу. Затем автор сообразил, что одна половина трека будет немного уже, а виражи на ней более крутые, так как было дано обещание фермеру не затрагивать местный прудик.
Так получился автодром в Дарлингтоне. Быстрые первый и второй виражи и третий с четвертым с куда более значительным уклоном и меньшим радиусом. То, что придало шарм и знаменитость Дарлингтону, никто не проектировал. Просто учли пожелание фермера.
Едем дальше. Спа-Франкошан. Красная Вода, О’Руж. Самый знаменитый поворот в автоспорте. Как он появился? Да просто два молодца, заправившись, по традиции, на завтрак местным пивом, решили, что будет круто, если проложить поворот именно так. Может быть, правда, это был просто единственный вариант в данном месте.
А как на счет Ле-Мана? 85% дистанции газ-в-пол. Часть городской трассы с небольшой добавкой специально построенной петли. Четыре мили прямой испытывают вас и вашу машину скоростью. Если вы ошибетесь в связке «Порше», бетонные стены ждут вас.
Наконец, Батерст в Австралии. Маунт-Панорама сначала заставляет взбираться на самую верхушку горы, а потом сталкивает вас кубарем к подножью. Просто серпантин в бетонном желобе. Небольшая помарка и части вашей машины разлетаются на мили вокруг.
«Ну, и как же ты сам построил бы трассу, мистер-всезнайка», - слышу я ваши возгласы. Ничего проще. Просто скажите мне, насколько она должна быть протяженной и где вы хотите видеть стартовую прямую. Все.
Мне не важно, что за машины там будут ездить. И я совсем не думаю, как размещать болельщиков. Если трасса будет отличной, то фанаты сами найдут себе лучшие места вокруг кольца. В крайнем случае, построим мосты или подземные переходы.
И я ни за что не буду строить зоны вылета, на которых можно посадить «Боинг-747» (ну, или выловить из заноса «Марусю», которой управляет Шарль Пик). Если вы ошибаетесь, то должны заплатить за это.
Повороты? Я просто возьму те, по которым я ездил на обычной машине в своем городе. Вот здесь интересный угол, вот там – захватывающий поперечный рельеф. А на этом участке дороги я ездил на школьном автобусе и думал: «вот бы прохватить на гоночной машине, какая трасса получилась бы».
Остальные части получатся сами по себе, когда во время стройки мы поймем, что тут вот, например, скалистая порода не позволяет пройти прямо, а вот там опять этот фермер возникает со своим прудом с карасями.
Что? Будет трясти? Гонщики Ф1 маникюр повредят? Инженеры плачут, что их машинки за миллиард денег разваливаются? Все вообще отказываются выходить на старт?
А вы думаете, спортсмены, участвовавшие в Тарге Флорио были без ума от того, что на скоростях за 200 км/ч они разминулись с фатальной аварией всего на несколько сантиметров? Конечно, нет.
Сам смысл автоспорта – выявить лучшего спортсмена на лучшем автомобиле. И ареной нам служат не стандартизированные площадки, а прекрасные трассы, захватывающие своей сложностью. Опасность? Однажды Билл Франс-старший сказал после стачки гонщиков, не желавших ездить на Талладеге: «Нет проблем. Найдем тех, кто захочет там проехать».