Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Интервью Роб Лойпен: «Если в следующем году «Порше» уйдет, то Марафонский ЧМ на этом кончится»

Роб Лойпен: «Если в следующем году «Порше» уйдет, то Марафонский ЧМ на этом кончится»

leupen300Будущее команды «Тойота» и самого класса ЛМП1 напрямую связано с тем, останутся ли там конкуренты.

После квалификации на Нюрбургринге наш специальный корреспондент Антонина Печковски поговорила с вице-президентом спортивного отделения «Тойоты» и директором команды в ЛМП1 Робом Лойпеном. Разумеется, разговор касался не только очередного драматичнейшего Ле-Мана, но и ближайшего будущего в ЛМП1. И не все так однозначно, как говорится:

- Если честно, очень трудно подбирать слова при разговоре с представителями «Тойоты» после того, как вам снова не удалось выиграть Ле-Ман. Ведь перед гонкой было ощущение, что победа на 100% возможна.

- На 99%. И все сложилось именно так, как сложилось. И год назад мы тоже полагали, что нам вполне по силам выиграть уже этот марафон. На этот раз у нас все было просто замечательно. Скорость была, темп на длинных отрезках был. Но были и небольшие проблемы, которых быть не должно. И их на тестах, само собой, не было. И в итоге одна машина потеряла два часа на ремонте, а пара других и вовсе выбили из гонки. Ну, что сказать. Это часть гонок.

- Многие опасаются, что сработает практическое начало и «Тойота» уйдет: ведь очень трудно продолжать делать что-то, что никак не приносит желаемого результата. Здесь, на Нюрбургринге, все как будто вошло в норму. Камуи добыл очередной поул – четвертый поул «Тойоты» подряд. Мотивация в команде есть. Но придется ждать еще год?

- Ловлю себя на мысли, что очень хочется вернуться на 6 недель назад, не зная, как все может обернуться. Но что ж поделать, это не возможно. Что нам остается предпринять? Машина у нас отличная, команда жаждет побед. Вообще, сейчас даже тяжелее, чем в 2016 году, когда победа была нереально близка. Сейчас было больше предпосылок к победе.

- А вот Энтони Дэвидсон обмолвился, что сейчас было наоборот легче.

- Почему же?

- Они тогда хотя бы финишировали.

- Если оценивать в узком спектре, да. Но если взглянуть на общую картину, сейчас поражение в Ле-Мане более тяжелое, чем в 2016 году.

- Очень трудно предугадать даже какие-то проблемы с надежностью, а уж то, что было на сей раз…

- От Капиллара мы извинения получили, так что, этот странный инцидент исчерпан. «Восьмерка» лишилась надежд на успех из-за технической неисправности. Ну и третий экипаж – авария с «Мэйнором». Ну, что тут сказать. Все это сложилось вместе по ходу одной гонки.

- Я, конечно, понимаю, что прямого ответа не получу, но все-таки. Останется ли «Тойота» в чемпионате мира?

- А этого ответа сейчас и нет. Даже не все от нас зависит, на самом деле. Многое станет понятно в июле, когда решится программа «Порше». Если они уйдут, то ЛМП1 лишится статуса чемпионата мира, так как требуется наличие как минимум двух производителей. И тогда мы будем решать, имеет ли смысл ехать в Ле-Ман.

- К сожалению, пока что не удалось плотно пообщаться с представителями ЛМП1 «Порше» на эту тему, но, например, в команде ГТЕ тоже до сих пор точной программы нет.

- Получается, к ним куда больше вопросов, чем ко мне. Разумеется, мне хотелось бы остаться в чемпионате, хотелось бы, чтобы в «Порше» остались. В следующем году грядут интересные изменения в формате гонок, будут предприняты шаги по снижению затрат. Но, к сожалению, все зависит от того, что решат в «Порше».

- Так что на данный момент все зависит от «Порше»? Не от Вас? Я могу понять, что не много радости оставаться в чемпионате, где вы боретесь только с собой. Это, по большому счету, уже не чемпионат, который нужен «Тойоте».

- Нет.

- Но у «Тойоты» очень много других возможностей показать себя. К примеру, «Лексус».

- Они работают в программе ГТ3, которая началась в этом году.

- Да, а как же Супер ГТ?

- Это хорошее замечание, в Супер ГТ все у них хорошо, что само по себе радует, но эта программа рассчитана на Японию. Она не очень-то развивается, да и первоочередной рынок там – японский. Американский на втором месте. Ну и уже потом европейский. Так что это конечно прекрасная возможность показать себя, но для Европы это потребует какое-то время, чтобы подняться.

- Я уже сказала, что буду плакать неделю, если в 2018-м гибридных ЛМП1 не будет. Но я принимаю для себя и такую возможность. Вообще-то, когда кто-то планируент серию, это не должно быть настолько дорого, что потянуть это могут только 3-4-5 машин на полный сезон.

- Я думаю, что, как мы уже и говорили, дороговизна – это хороший пункт, который стоит обсуждать. С другой стороны, начинать с нуля никто никого не заставляет. Если кто-то приходит в существующий чемпионат с гибридными технологиями, ему не будет это так уж дорого. Цены определенно снизятся к 2020-му году, да даже уже в следующем году все это будет не заоблачно стоить. Да и в этом году уже это совсем не так дорого, как в прошлом. Я думаю, если кто-то хочет быть в таком чемпионате, как этот, если кто-то хочет участвовать в гонках на выносливость, да еще и на таком высоком уровне... Это все равно новые технологии, потому что ты должен вводить новые технологии. Это обязательно. Иначе у Вас не будет не то что высокого результата, а вообще никакого. Все равно нужна будет комбинация электрродвигателя и ДВС. Скажем, просто электромотора тут не хватит.

- Да, но сейчас почти никто не может такое потянуть! Я понимаю это направление, все за экологию, зеленые гонки, новые технологии... Мое мнение – новые технологии должны тестироваться именно в гонках. Не в лаборатории, не на тестах, а на настоящей трассе в настоящей гонке. Это единственный способ действительно узнать, как оно работает. Хотя, конечно, есть и другой путь – сделать машину для дорог общего пользования, и собирать информацию, как в третьей фазе клинических исследований. Ну или настоящие гонки. С огромным количеством факторов, которые Вы не сможете контролировать. Ну практически как у Вас это было в этом Ле Мане.

- Но там были именно вещи, которые мы хотим контролировать! Да и это возможно, контролировать эти факторы. Правда, раньше такого не случалось. Чтоб случайный человек знаки гонщику в гонке показывал…

- Не такое, но любое другое неконтролируемое человеческое поведение было всегда и всегда будет!

- Оно может быть, а не будет всегда! В прошлом то такого не было. Скажем, в прошлом году, почему мы не победили... это была такая мелочь, но это можно было хоть как-то рассмотреть и принять решение. То есть, в принципе, такая ситуация была возможна, но пока это не случилось, мы ничего не могли предпринять. С другой стороны, в этом году была полностью предотвратимая ситуация, когда просто надо было контролировать поведение каких-то левых людей. По первой ситуации было проведено очень много работы в лаборатории, и в процессе можно разработать очень много других вещей, которые будут полезны где-то еще. Для очень многих машин. А ты спрашиваешь – зачем начинать. Ну дешевый рынок это тоже хорошо, но не в таких гонках.

- Я вижу как бы две разных задачи. Первая – развитие новой технологии. И никто не говорит, что это будет дешево. Развивать что-то новое никогда не стоит копейки, ни в одной области. В любой области: в технике, медицине, биологии. Что ни возьми – принципиально новые вещи развивать очень дорого, и с каждым годом все дороже. Еще дороже сделать эту новую технологию надежной.

- Я думаю, что мы уже прошли самый пик цен. Сейчас у нас все будет только дешеветь. Если кто-то придет, ему все будет только дешевле. Когда мы пришли в чемпионат в 2012, все было по-другому. Не так уж много было наработок в гибридных технологиях. Теперь этих наработок намного больше! Батареи, которые намного лучше тех, что мы разрабатывали в 2012, желающие, грубо говоря, могут пойти в магазин и купить! Так что если кто придет в класс, ему все будет дешевле стоить! Но, тем не менее, если кто придет с гибридной технологией, ему просто придется вложиться в тесты этой системы и в подгонку каждой части к другой. Это очень дорого, и как это удешевить совершенно непонятно. Это как в Формуле Э – система есть, но чтобы знать, надежна ли она, быстра, и вообще едет ли, надо очень вложиться в тесты ну или просто не в лаборатории же на ней проехать. В лаборатории этого просто не узнать, а без гонки не проехать. Ну вот, одну систему мы протестировали, а у нас скажем две или три гибридные системы. И каждая требует не в два раза, а намного больше проверок, не только само по себе, но и как оно работает вместе. Это не отдельные системы, а интересует как одно работает с другим.

- Понятно, что цена возрастает непропорционально количеству систем, потому что чем больше компонентов, тем больше и сложнее все проверить. И все больше факторов, которые невозможно контролировать. А еще это все надо сделать согласно существующему техническому регламенту, а не как свободный художник в вакууме.

- А если кто-то придет и скажет нам надо делать то и это и так еще проверять.. Я скажу – мы за шесть лет чего только не делали. И теперь все в помойку. Что, это честно? Все должны вложиться в гонки, невозможно прийти на все готовое. Если они вообще вкладываться не будут, сделают на всем готовом, все машины будут одинаковые. Ведь все равно же не будут! Ну что я тут рассуждаю, никто же не знает, что будет уже даже в конце июля. А уж тем более не знаю, что решат те, кто захочет присоединиться к чемпионату, и тем более, кто захочет присоединиться в условиях ограниченного финансирования.

- Если честно, я вообще не знаю ни одной команды, которая хочет прийти в класс гибридных прототипов в следующем году.

- Никто в следующем году не придет. А в 2020 – да, потому что нужно время на разработку. Но мое мнение – если в следующем году «Порше» уйдет, Марафонский ЧМ на этом кончится.

- Я тоже так думаю. Ну, может, частники вытянут.

- Может и вытянут. Поживем – увидим.