Спортивные
МЧМ: Первый проигрыш Алонсо
- Подробности
- Категория: Спортивные машины
- 15.10.2018 22:32 Просмотров: 180
Команда Toyota взяла дубль на домашней трассе, но победа впервые в этом сезоне досталась экипажу, в котором не было испанца.
Вообще, автодром Фудзи принимал Гран При Японии с 1966 года (да, да, Японская автофедерация проводила главную гонку страны в классе спортивных машин аж до 1976 года), и сохранившиеся до наших дней части трассы помнят сражения машин, аналогичных монстрам Кан-Ама: Nissan 382 и Toyota 7. Последний аппарат вообще успели даже оснастить турбомотором раньше, чем знаменитый «американский» Porsche 917/20. Правда, автомобиль получился по-настоящему устрашающе мощный, и программа развития не получила. Но это не значит, что дух инженерных сражений покинул окрестности знаменитой горы. Мириады местных чемпионатов регулярно посещали скоростную трассу, а с 1982 по 1988 года она принимала этап чемпионата мира среди марок (аналог нынешнего FIA WEC). Затем, правда, в свете стремления Международной автофедерации подогнать статус первенства под «элитные» рамки Формулы-1, японский этап переехал на Сузуку. Но именно Фудзи стабильно принимает марафонский чемпионат с 2012 года, когда первенство возродилось. Само собой, не в последнюю очередь из-за статуса «домашней» трассы команды Toyota, в конце 2011 года буквально спасшей саму идею FIA WEC, придя в LMP1 на год раньше, чем планировалось, а ныне являющейся единственной заводской в ведущем классе.
Нужно заметить, что в рамках чемпионатов мира гонка на Фудзи всегда проводилась в октябре (в крайнем случае, в последних числах сентября). Правда, в эпоху «старого» FIA WEC, заезд проходил на первой неделе десятого месяца, и практически всегда избегал обильных затоплений. Лишь однажды, в 1985 году, марафон остановили из-за осадков и тумана. Возрожденный чемпионат гостит в Японии обычно в середине месяца и за 6 лет уже три гонки были в той или иной степени «укорочены» дождем. В 2013 году затопило все основательнее всего. В сезоне-2015 почти час после старта пелотон рассекал лужи в кильватере автомобиля безопасности, а двумя годами позже марафон останавливали красными флагами, чтобы переждать ненастье.
В нынешнем сезоне (а точнее, «суперсезоне») гонка на Фудзи в календаре расположилась вслед за этапом на Сильверстоуне, который прошел в августе. Запомнилась гонка в Англии не столько увлекательными событиями на трассе, сколько дисквалификацией единственной заводской команды в LMP1 из-за повышенного износа планки под днищем машин.
Одним из главных событий между двумя этапами стало очередное закрытие команды Manor. На сей раз их подвели спонсоры из Китая, история с которыми тянется с самого начала сезона. К сожалению, коллектив выставил все в таком свете, что крайними чуть было не оказались изготовители шасси Ginetta. Так или иначе, но самый интересный проект в частном секторе LMP1 потерпел крах. А ведь это было единственное шасси, построенное не на базе LMP2, а, по сути, с нуля. Да и мотор, позаимствованный у машин Формулы-2, позволял говорить о тесной связи между разными гоночными классами, прямо как в те времена, когда проводились самые первые гран при Японии.
Оставшиеся в LMP1 «переростки» из младшего класса так и не могут навязать борьбу единственной заводской команде. Так называемая «Эквивалентность технологий» лишь на бумаге обеспечивает малые отрывы. Дошло до того, что организаторы уже наступили на горло собственной же песне, отняв у «Тойоты» преимущество по «экономичности», позволив частникам останавливаться на дозаправку с той же периодичностью, что и гибрид. А ведь изначально именно экономия топлива за счет рекуперации энергии была главной «фишкой» заводчан. Дополнительно заводчан нагрузили 26 килограммами балласта, доведя вес прототипа до 904 кг. При этом частные LMP1 с турбомотором весят 833 кг, а атмосферники – и вовсе 818 кг, почти на центнер легче! А ведь они, по идее, могли бы еще обладать и лучшей аэродинамикой, чем Тойота.
Однако преимущество японцев никуда не ушло. Более того, оказалось, что их конкурентам приходится слишком много времени ехать накатом, чтобы выдерживать те самые интервалы между пит-стопами – толку от подачки организаторов не было. Пришлось прямо по ходу тренировок еще раз вносить изменения в «эквивалентность», чтобы топлива частникам хватало. Но это не значит, что все из них смогли воспользоваться послаблением: они попросту не успели проверить новые настройки в деле.
Для справки, атмосферники Gibson получили на 1,1 кг больше топлива на дозаправке (55,5 кг) и доступную энергию в 75,2 МДж на круг, а турбомоторам AER и Cosworth добавили в рацион 1 кг (50,3 кг) и 69,7 МДж на круг. Но при этом частники все равно сетуют на то, что гибрид обеспечивает «Тойоте» преимущество при обгоне круговых, да и полный привод японцам тоже не мешает.
В итоге, странности, начавшиеся с перекройки календаря ради одного единственного гонщика (из-за Фернандо Алонсо «6 часов Фудзи» поставили на одну дату с финальным этапом чемпионата IMSA, где едут многие сильные заводские гонщики), продолжаются фарсом с этой самой «эквивалентностью», а ведущий класс уже теряет участников, причем, потенциально не самых слабых.
Феерия продолжилась в квалификации. Вначале все вроде бы в кои-то веки сложилось в пользу экипажа, где Алонсо не едет: с трио испанца сняли один из быстрых кругов, из-за чего поул отошел к Камуи Кобаяси и Хосе-Мариа Лопесу. Однако радость их была недолгой, так как вскоре судьи оштрафовали Лопеса за превышение скорости и отправили его экипаж на четвертый стартовый ряд.
Егор Оруджев со Стефаном Сарразаном опередили Виталия Петрова и Дженсона Баттона, но все равно оказались позади обоих экипажей Rebellion. Куда успешнее Дженсон выступает в местном GT500, где он за счет стабильности и недавней победы на одном из этапов сходу оказался среди чемпионата.
В LMP2, классе для гонщиков, как он позиционируется ныне, свои потери. Команда TDS Racing, которая обеспечивала техническую поддержку коллективу G-Drive Racing, проиграла апелляцию и победителем Ле-Мана официально объявлена команда Signatech Alpine. После этого Джи-Драйву не было смысла дальше сражаться в чемпионате, и заявки на последующие заезды не последовало.
В ГТЕ прошел первый этап «автоматического баланса», когда гандикапы назначает компьютерная программа с «закрытым кодом», а не судьи. Новички из BMW полегчали на 20 кг, а вот купе Ford GT потяжелели на 18 кг. Моторы Porsche «придушили» за счет меньших на 0,3 мм рестрикторов – на скоростной трассе, требовательной к мощности, это ощутимо. Результат не заставил себя ждать: провалившие старт сезона баварцы оказались аж вторыми в квалификации. А поул, первый для абсолютно новой машины, добыли представители команды Aston Martin, к которым «баланс» не применялся. Вообще, уравниловка в ГТЕ работает на благо шоу куда лучше, чем в прототипах: разброс результатов всех заводских машин уместился в секунду!
На сей раз погода, скорее, сыграла на руку зрелищности: дождь прошел утром и обильно увлажнил трассу ровно до нужной степени. В итоге, за автомобилем безопасности машины прошли только два медленных круга и сразу ринулись в бой.
Заводские машины, как обычно, сражались в своей лиге. Причем, на сей раз обошлось без победы Алонсо. Как только трасса в достаточной мере просохла экипаж Лопеса, Кобаяси и Конвея окончательно вышел вперед, оказавшись быстрее лидеров чемпионата, которые испытывали проблемы с избыточной поворачиваемостью. Быстрейшими по лучшим кругам в этой гонке стали Конвей и Лопес, а Алонсо поддержал реноме чемпиона мира и показал третье время.
Такой исход оказался выгодным для Тойоты, так как позволил и второму трио существенно оторваться от преследователей в личном зачете. Ближайшие соперники японцев, «тройка» команды Rebellion, гонку вообще не закончила – переусердствовал блиставший в Ле-Мане Густаво Менезез. На сей раз он слишком рьяно прогревал шины за автомобилем безопасности, неудачно заехал на бордюр в первом повороте и после разворота, прокосив газон, сильно машину об отбойник.
Воспользоваться неудачей конкурентов вполне могли в SMP Racing – прототип BR1 снова демонстрировал хороший темп. Правда, вместе с темпом демонстрировались и очередные технические неисправности. Дженсону Баттону на финальном отрезке пришлось компенсировать десяток минут простоя в гараже, ушедших на ремонт генератора. А Матевос Исаакян и вовсе сошел – снова из-за двигателя AER. Причем, в самом начале заезда этот же прототип потерял переднее колесо из-за среза крепления – весьма редкое явление для неведущего моста.
Отсутствие конкуренции привело к тому, что финишировавший третьим Андре Лоттерер (Rebellion) заявил буквально следующее: «Всю гонку мы только и занимались тем, что следили за расходом топлива. Это был весьма скучный заезд». Справедливости ради, Баттон, в свою очередь, отметил, что очень доволен гонкой, несмотря на то что на подиум попасть снова не удалось. Остается только догадываться, на какой результат могли бы рассчитывать в SMP Racing, если бы не досадные поломки: и Джесон Баттон, и Егор Оруджев по средней скорости оказались на полсекунды с круга быстрее заскучавшего Лоттерера.
В классе LMP2, который приучил было к непредсказуемым результатам, второй раз подряд дубль сделала команда Jackie Chan DC Racing, техническую поддержку которой оказывает знаменитый коллектив Jota. Более того, победу одержал полностью малазийский экипаж в составе Джаземана Джафара, Набила Джеффри и Вейрона Тана. Это трио по чистой скорости стабильно уступало таким грандам, как Николя Лапьер или Энтони Дэвидсон (британец заменял выступавшего в финале ИМСА гонщика), однако умение оказаться в нужное время в нужном месте и избежать неприятностей привело к тому, что формально «второй» экипаж оказался впереди более именитых соперников.
В целом же, событий в «младших» прототипах было немного, да и особого размена позициями в лидирующей группе большую часть гонки не было. Единственное серьезное происшествие – авария Пастора Мальдонадо, который свел на нет все усилия не только своего напарника Дэвидсона, но и экипажа №71 команды AF Corse Ferrari, в чью машину, собственно, венесуэлец и «приехал».
Нужно отметить, что основным «поставщиком» событий на сей раз снова стал класс GTE. Причем, авария с Мальдонадо выбила итальянцев с лидирующей позиции, на которую они с большим трудом выбрались и, на подсыхающей трассе, смотрелись одними из главных претендентов на победу.
Поначалу неплохую скорость демонстрировали новички сезона: купе Aston Martin и BMW. Однако затем лидирующую группу все-таки возглавила проверенная временем техника в виде «среднемоторных» Porsche 911. После выбытия Феррари главным конкурентом у немцев стали соотечественники на своих М8. Астоны, совсем как с предыдущей моделью, гоночный темп не держали и снова оказались вдали от подиума, не в последнюю очередь из-за ошибки со временем проведения пит-стопов под зеленым флагом. Тяжело груженный Форд на сей раз смог лишь благодаря невезению соперников зацепиться за подиум. Ну а победа досталась Кевину Эстре и Микаэлю Кристенсену из Porsche. Штутгарт первенствовал и в «любительском» классе GTE-Am, где первое место добыли ветеран Йорг Бергмайстер, опытный непрофессиональный гонщик, владелец команды Project 1 Патрик Линдси и бизнесмен Эгидио Перфетти. Такой результат стал возможен из-за многочисленных инцидентов, в которые попадали конкуренты, - борьба в GTE-Am на сей раз снова слишком часто была на грани фола.