Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Спортивные Драматичная Дейтона

Спортивные

Драматичная Дейтона

2.jpgДрама, детектив, комедия - прошедший марафон в Дейтоне болельщики характеризуют по-разному, но всех объединяет одно мнение: равнодушным эта гонка не оставила никого.

Оригинал заметки на auto-sport.ru

Полноценный сезон шоссейно-кольцевых гонок, как обычно, стартовал марафоном в Дейтоне. С недавних пор конкуренцию ему пытался составить суточный заезд в Дубае, но серьезных заявок от заводских команд организаторы не получают уже который год подряд, и гонки среди песков стали не более чем азартным приключением для сотен непрофессиональных спортсменов. Во Флориде все иначе. В трех из четырех классов едут заводские гонщики, а особой остроты в этом году добавил тот факт, что именно на этот заезд приходилось сразу несколько вех: это была последняя Дейтона для одноименных архаичных прототипов и первый заезд для обновленного ле-мановского класса GTE, который в Штатах именуется GTLM, а также купе GT3. Для нас, конечно же, приятно, что впервые представительство наших гонщиков было столь сильным. Можно сказать, это была Дейтона с русским акцентом.

Жаль, что на этот раз всю удачу на виражах наши спортсмены израсходовали поздней ночью в пятницу (по московскому времени), во время скоротечных квалификационных заездов. Михаил Алешин вряд ли смог бы вернуться на североамериканскую землю более эффектно. Москвич, который проведет новый сезон в Индикаре, открыл новую страницу в истории отечественного автоспорта. Под проливным дождем он до последнего сражался с бразильцами Пипо Дерани и Освальду Негри за поул-позицию в одном из самых престижных марафонов – и выиграл! Конечно, можно сказать, что контрольные заезды в тяжелых погодных условиях – та еще рулетка, но никто не отменял того наблюдения, что наши гонщики весьма сильно едут под дождем. И это на «дубовых» шинах Continental, которые обязаны использовать все прототипы в чемпионате IMSA Sportscar Championship.

1.jpgРазумеется, об особенностях технического регламента нужно упомянуть особо. Долгое время «24 часа Дейтоны» входили в зачет первенства Гранд-Ам, организаторами которого являлись функционеры НАСКАРа. Отсюда и тяга к простым конструкциям, которыми являются машины класса Daytona Prototype. Это, буквально, привет из 80-х: пространственная трубчатая рама и огромный V8 под капотом. Для такой техники Дейтона – дом родной во всех смыслах этого слова. Причем, наиболее близки самому духу местных гонок прототипы с 5-литровыми атмосферными двигателями Chevrolet. Именно их причисляли к основным фаворитам марафона. А вот «еретик» Чип Гэнасси, с подачи спортивного отделения Ford эксплуатировавший 3,5-литровый турбомотор, - представитель, скорее, европейской или, как минимум, более продвинутой в технологическом плане школы. У него в распоряжении и невероятный аэродинамический туннель, и хитроумные стратеги, которые не раз выручали в драматичных развязках захватывающих гонок.

Кстати, для понимания процесса и уяснения глобального отличия Дейтоны от Ле-Мана нужно знать, что местный дух в полной мере отражается и на ходе гонки: в лучших традициях гонок по треку большая часть заезда являет собой лишь подготовку к финальному спринту. По ходу 22-23 часов главное – удержаться в круге с лидером, чему способствуют многочисленные периоды нейтрализации гонки (full course caution), когда пелотон прессуется, а круговые могут нагнать лидеров. Отсюда и невероятные результаты, когда за полчаса до финиша во главе пелотона 5-6 машин в одном круге, а лидеров в классе на финишной черте разделяет 0,034 секунды, как в этом году в зачете GTLM.

Многочисленные желтые флаги – притча во языцех для всех гонок, подконтрольных НАСКАРу. Уже не первый год фанаты, которым, казалось бы, должно быть веселее от того, что пелотон нещадно прессуют по поводу и без повода, ропщут на излишнее вмешательство в ход заездов. Но и этого оказалось мало, и в одном из дивизионов гонок сток-каров в этом году дебютирует абсурдное правило «20 минут»: после зеленого флага или рестарта начинает идти обратный отсчет, и если за 20 минут не происходит аварии, желтый флаг все равно вывешивают, чтобы собрать пелотон вместе. В чемпионате IMSA до такого еще не додумались, но к появлению желтых флагов все равно есть вопросы. Во-первых, сотрудники трассы очень уж медленно производят эвакуацию разбитой техники. Ранее в АЛМС на всех этапах дежурила специальная бригада, которая служила образцом оперативности и равнялась на легендарных маршалов Гран При Монако. После же объединения с Гранд-Амом от ее услуг отказались, и на каждом этапе работают местные, не всегда расторопные, сотрудники. Во-вторых, порой в самые ответственные моменты желтые флаги не уберегают пилотов от опасности. В 2014 году лишь чудом авария Мемо Гидли, который на разгоне влетел в корму остановившейся машины, не закончилась трагически. На сей раз аналогичное происшествие вывело из строя уникальный прототип DeltaWing, который благодаря «балансу сил» едет в одном классе с DP и LMP2. И ехало это транспортное средство очень резво, всерьез претендуя на первое место.

4.jpg

Прототипы LMP2 – напоминание о временах АЛМС и указание на то, что при составлении технических регламентов чиновники IMSA все еще ориентируются на Ле-Ман. Правда, со следующего года разница между унифицированным европейским классом и местным LMP2 (DPi), в котором разрешат устанавливать моторы разных марок и участвовать с заводскими командами, существенно увеличится. Даже сейчас сенсационно, по мнению американских экспертов, выигравший в Дейтоне прототип Ligier JS P2 отличается от того, что будет затем вместе с триумфаторами из команды ESM ездить по этапам чемпионата мира FIA WEC. Для уравнивания шансов с DP организаторы разрешают «европейцам» использовать ограничители расхода воздуха с чуть большим диаметром, чтобы поднять мощность. Судя по всему, в этом и крылась причина неважного темпа того же прототипа BR01 на сухом асфальте. Турбомоторы HPD, стоявшие на победоносных Ligier местных команд, явно заточены под специфику IMSA, а вот атмосферник Nissan на российском прототипе явно не был в восторге от увеличенных рестрикторов – после квалификации силовой агрегат, доселе не особо подводивший, пришлось менять. Но в чемпионате мира расклад совсем иной – не зря победители Дейтоны перед выступлением в FIA WEC будут переходить на такой же Nissan.

Впечатляющий рост конкурентоспособности коллектива Extreme Speed Motorsport объясняется не только наличием подходящего двигателя. С этого сезона за техническую подготовку отвечает коллектив Oak, конструкторское бюро которого, собственно, и разработало сам прототип Ligier JS P2. Именно Oak ранее сотрудничал с командой G-Drive и помог Роману Русинову и его товарищам стать победителями в классе LMP2 в первенстве мира. Теперь же вместе с французами в ESM перешел и весьма даровитый бразилец Пипо Дерани, внесший самый существенный вклад в итоговый триумф команды. Без него американцы Скотт Шарп, Эд Браун и Йоханнес ван Овербек вряд ли могли рассчитывать на успех, так как соперники на машинах DP были очень быстры.

Конечно, местные прототипы уже не смогли «неожиданно» поразить всех темпом в гонке, так как с этого года для «баланса сил» спортивные чиновники используют более совершенную аппаратуру (ранее все довольствовались банальным замером времен на секторах, и никто особо не следил за тем, в полную ли силу едут участники на тренировках). Однако и на этот раз американцы, утробно гремя 5-литровыми V8, готовы были раскатать на виражах гостей-выскочек. Все в итоге решила надежность, которая в кои-то веки сыграла против местных. Особенно чувствительный удар пришелся по фаворитам, команде Action Express – подкосили поломки ступичных подшипников на нагруженном заднем правом колесе. Сначала с лидирующей позиции прямиком в гараж укатил один прототип, а ближе к финишу – и второй. Для последнего это было вдвойне обидно, так как до этого момента на протяжении 2 лет экипаж №5 финишировал во всех гонках, не проигрывая победителям ни круга. Упавшее знамя DP подхватили было гонщики команды Уэйна Тейлора, но и тут подвела техника: из пробитой выхлопной системы газы начали собираться в салоне. Когда-то нечто подобное приключилось на этапе чемпионата СССР, и тогда претендент на титул, легендарный Сергей Дадвани, как он сам потом отмечал в воспоминаниях, «надышался» и полностью потерял контроль над машиной, влетев в дом, стоявший у трассы. На сей раз все обошлось без аварий, но все же сначала Джордан Тейлор почувствовал себя плохо, а финишировавшего Макса Анджелелли и вовсе пришлось увозить в больницу. Явно, что в такой ситуации о борьбе за победу было трудно говорить, и их напарники Рикки Тейлор и ветеран Рубенс Баррикелло должны быть рады «серебру». Третье место досталось еще одному местному коллективу Spirit of Dayotna в составе Райана Хантера-Рея, Марка Госсенса, выступавшего на заре российского продвижения на мировые гоночные арены в составе Arden Russia, и Райана Далцила. Можно отметить и звездный экипаж, собранный вокруг канадского юниора Ланса Стролля. Молодой гонщик на сей раз в аварии не попадал, но ни его усилий, ни стараний Брендона Хартли, Алекса Вурца и Энди Приоля не хватило, чтобы вытянуть Ford DP в первую тройку – явно в команде Чипа Гэнасси не успевали одинаково хорошо готовить и эти машины, и новые купе Ford GT.

Для прототипа BR01, за рулем которого выступали Михаил Алешин, Кирилл Ладыгин, Маурицио Медиани и Николя Минасян, заезд, в отличие от квалификации, выдался неудачным. С самого старта было видно, что темпа у машины нет. Сначала показалось, что дело в шинах и двигателе, но затем выяснилось, что сбои дает система торможения – и автомобиль закатили в гараж на длительный ремонт. Что ж, хорошо, что такая проблема проявилась в Дейтоне, а не в Ле-Мане, который для машины и всей команды, думается, имеет большую ценность, чем заезд в США. Тем более, что во Франции готовы стартовать не 2, а 3 российских машины. Еще одну для своей команды собирается закупить легендарный Ив Кураж!

6.jpg

Если наша машина хотя бы финишировала в Дейтоне, то вот опыт эксплуатации новейшей Ferrari 488 в рамках класса GTLM (GTE) вышел неудачным. Экипаж, в котором вместе с заводскими гонщиками Скудерии ехал прошлогодний победитель Ле-Мана Виктор Шайтар, постоянно держался в группе лидеров, но в итоге сошел из-за неисправности турбонаддува.

Кстати, в квалификации техника GTLM показала результаты лучше, чем прототипы! И все дело не только в том, что купе DP и LMP2 выехали позже и попали под более сильный дождь. Просто в ле-мановском Гранд Туризме шины поставляют специалисты Michelin, и подход у них иной, чем у коллег из Continetal. Если последние выдают всем абсолютно одинаковые по составу шины, то французы предлагают два разных типа передних (оба с умеренно мягким составом, но один для прохладного асфальта, а другой – для более теплого), и индивидуальные для каждого производителя задние, что и приводит к существенному росту скоростей. Жаль, но с этого сезона в классе не будет борьбы шинников, которая и подстегивала участников. А раньше фирменная команда Falken всегда отличалась крайне успешными выступлениями в дождевых условиях. О безопасности производители тоже позаботились по-разному. Из-за повышенных нагрузок на вираже клиенты Continental просто получили указание изменить давление в шинах по правому борту, а вот французы привезли в Дейтону специальные шины с усиленной боковиной. Справедливости ради стоит сказать, что и они все-таки пробивались.

Что касается техники, то, конечно, именно GTLM привлекал внимание многих европейских болельщиков, так как примерно тот же состав участников будет и в Ле-Мане. Многие ждали успеха от дебютировавшего купе Ford GT, однако его подкосили неожиданные проблемы с проверенной, казалось бы, на прототипах DP трансмиссией. После долго ремонта машины вернулись на трассу и шли в неплохом темпе, но отыграться, конечно же, не смогли. Для Ferrari 488, если не считать сход основного экипажа, боевое крещение выдалось чуть более успешным. Возможно, если бы местная команда Risi Competizione получила свою машину не впритык перед гонкой, то результат был бы иной, но нехватка тестов сказалась, и хьюстонские диллеры Скудерии пропустили вперед и менее известных коллег по марке, и новинку от BMW. Баварцы тоже потеряли в бою одну машину, но вторая вполне могла привезти экипаж на подиум, но на одном из последних отрезков гонщик DTM Бруно Спенглер схлопотал штраф, который его напарник Аугусту Фарфус был уже не в силах отыграть.

Развязка же борьбы за победу вышла захватывающей. На финальный отрезок лидером уходил победитель Ле-Мана Эрл Бамбер, но его обновленное купе Porsche 911 RSR чувствовало себя не так свежо, как местный кумир Chevrolet Corvette C7R. Оливер Гэвин, будто решил напомнить о том, как принято обгонять у него на родине в BTCC, и легким движением руля в повороте дополнительно «разгрузил» внутреннее заднее колесо машины Бамбера. Как ни возмущался потом Эрл по радио, но он явно был медленнее Оливера, а последнему некогда было церемониться, так как сзади стремительно накатывал на новых шинах другой ветеран GM Антонио Гарсия. На финальных кругах два желтых купе раз за разом проносились по стартовой «кривой» бок о бок. Один раз Гарсия даже вырвался вперед, но сделано это было по внешнему радиусу да еще и со сносом всех колес. Борьба вышла захватывающей, а концовка – вполне в духе столь любимых здесь хэппи-эндов: 0,034 секунды отрыва в пользу Гэвина и теплые поздравления после финиша. Кстати, победу вместе с Оливером одержал не только Томми Милнер, но и заводской гонщик Audi Марсель Фасслер, которого немцы отпустили на эту гонку в стан марки, с которой швейцарец выступал почти 10 лет назад в FIA GT. «Серебро» вместе с Гарсией поделил еще один подопечный Вольфганга Ульриха Майк Роккенфеллер, ставший уже завсегдатаем гонок в Дейтоне, и «датский динамит» Ян Магнуссен, чей сын недавно вновь был назначен призовым гонщиком в Гран При. Третью ступень заняли заводчане Porsche Эрл Бамбер, Фредерик Маковиеки и Микаэль Кристенсен.

Последние, но далеко не худшие – представители самого международного класса GT3, который в IMSA по старинке называется GTD. Убедившись в безумной популярности данного зачета в местных чемпионатах рангом ниже, организаторы первенства наконец-то открыли ему путь на старт своих гонок, о чем, видимо, не пожалели. Раньше эпичные битвы в GTD случались лишь благодаря прессовке пелотона очередной нейтрализацией под самый финиш гонки. На сей раз калейдоскоп лидеров GT3 держал в напряжении всех болельщиков и безо всяких правил «20 минут».

9.jpg

Главными неудачниками всего марафона можно признать клиентов Lamborghini. Новое поколение спортивных машин отныне собирают непосредственно в Санта-Агате, не доверяя более имидж марки частникам по типу Ханса Райтера. Это приносит результаты: купе Huracan за один год нашло массу почитателей и, что главное для завода, клиентов. Скоростная Дейтона (хотя по средней скорости она все же не дотягивает до Ле-Мана или Монцы) прекрасно подходит для Урагана. Но именно в этих благоприятных условиях все дружно вспомнили о знаменитом «проклятии Ферруччо». Основатель марки был против участия своих машин в гонках. Против, получается, и до сих пор: два итальянских купе, лидировавших в классе столкнулись друг с другом ночью, а на машине небезызвестного нам Фабио Бабини, вышедшего на первое место на последних кругах, за несколько километров до финиша кончилось топливо.

Бензин был на исходе и у Рене Раста – его новенькое купе R8 LMS заметно снижало скорость на вираже, однако еще один заводчанин Audi грамотно использовал остатки горючего и чуть ли не накатом пересек линию финиша перед самым носом у Ники Катсбурга, еще одного видного специалиста GT новой волны, который, кстати, является заводским гонщиком Лады в ЧМЛА. В десятке секунд от них, третьим, пригромыхал на финиш Dodge Viper.

Феноменальный финиш «24 часов Дейтоны» в очередной раз продемонстрировал, почему люди так увлечены марафонскими гонками. Три профессиональных класса – три напряженных сюжета, за которыми приходится следить одновременно. Театральная пьеса в прототипах, детектив в GTLM и трагикомедия в GTD – все вместе обеспечивают небывалый по концентрированности сюжет. И до чего же приятно, что мы теперь являемся полноправными участниками этого праздника гоночной жизни!

24 часа Дайтоны
Итоговые результаты:

Место Класс Экипаж Команда Автомобиль Результат
1 (1) P С.Шарп/Э.Браун/Й.Овербек/П.Дерани ESM Ligier JS P2 HPD 736 кругов
2 (2) P Р.Тейлор/Д.Тейлор/М.Анджелелли/Р.Баррикелло Wayne Taylor Racing Dallara DP Chevrolet + 26,166
3 (3) P Р.Далцил/М.Госсенс/Р.Хантер-Рей Spirit of Daytona Coyote DP Chevrolet + 1.27,276
         
7 (1) GTLM О.Гэвин/Т.Милнер/М.Фасслер Corvette Racing Chevrolet Corvette C7R - 14 кругов
8 (2) GTLM А.Гарсия/Я.Магнуссен/М.Рокенфеллер Corvette Racing Chevrolet Corvette C7R - 14 кругов
9 (3) GTLM Э.Бамбер/Ф.Маковиеки/М.Кристенсен Porsche North America Porsche 911 RSR - 14 кругов
         
14 (1) GTD Дж.Поттер/Э.Лалли/М.Зеефрид/Р.Раст Magnus Racing Audi R8 LMS - 33 круга
15 (2) GTD Т.Паппас/Н.Катсбург/П.Лонг/Э.Пилгрим Black Swan Racing Porsche 911 GT3 R - 33 круга
16 (3) GTD Б.Китинг/Д.Робинсон/Д.Моусинг/Э.Фосс/Д.Фолкнер Riley Motorsports Dodge Viper - 33 круга
         
38 (9) P М.Алешин/К.Ладыгин/М.Медиани/Н.Минасян SMP Racing BR01 Nissan - 119 кругов
         
41 (10) GTLM В.Шайтар/А.Бертолини/Д.Бруни/Д.Каладо SMP Racing Ferrari 488 - 179 кругов