Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Силуэты ДТМ: "Нюрбургринг"

Силуэты

ДТМ: "Нюрбургринг"

Очерк о прошедшем этапе в Айфеле.

Пятница. DTM в тумане.

Пятница встретила пилотов прохладно. Ночью шел дождь, а утром туман был такой сильный, что пришлось отменять некоторые заезды гонок поддержки и перекраивать весь график соревнований буквально на ходу. С получасовой задержкой пилоты ДТМ все-таки выехали на сырой асфальт Нюрбургринга для участия в тестовых заездах. Пока трасса не просохла впереди были Мерседесы двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена и вундеркинда Пола ди Ресты. Финн, к слову, очень надеялся на то, что дождь будет сопровождать и квалификацию, и, главное, гонку. Но, как это часто бывает, пожелания на верху не были услышаны, и остальная часть уик-энда прошла под пасмурным небом, но дождь больше не моросил. Ванина Икс также уверенно чувствует себя в дождевых условиях, и ее 17 результат стал лучшим за весь этап. В остальных сессиях бельгийская пилотесса стабильно проигрывала по две секунды с круга и не менее стабильно занимала последнюю позицию. Во второй части тестовых заездов представительство Мерседесов еще возросло и составило шестидесяти процентов. Лидировали, правда, представители Ауди – Према и Кристенсен. Плотность, как обычно, была высока – в секунду уложились 17 пилотов. Пока пилоты наматывали круги на трассе (кстати, Бруно Спенглер успел проехать полную гоночную дистанцию), журналисты времени не теряли. Финишные маневры в Голландии не могли остаться незамеченными. Доктору Вольфгангу Ульриху пришлось объяснить свое понимание термина «командная тактика». По представлению Ульриха нынешний ДТМ не может существовать без командной тактики. Пока в чемпионате сражаются исключительно заводские команды, победы производитель добывается любой ценой. В начале сезона определяется пара пилотов, претендующих на титул. Остальным представителям марки уготована роль подносчиков снарядов. По словам Ульриха так было в ДТМ с тех пор, когда в чемпионат пришли заводские команды. За такую верность традициям вряд ли среднестатистический болельщик похвалит Главу мотоспортивного подразделения Ауди. Как можно выйти из сложившейся ситуации? Позволю себе предположить два варианта. С приходом нескольких производителей нынешним лидерам труднее будет режиссировать ход гонки. Четыре производителя могут теоретически выставить по пять-шесть машин. С учетом намечающегося изменения технического регламента (чтобы Ауди и Мерседес не имели преимущества над возможными новичками) и грамотной политики весовых гандикапов можно избежать в гонках пресловутой КТ. Второй вариант менее вероятен. Это трансформация чемпионата в сражение тюнинговых компаний и частных команд. Главный вопрос – кто будет поставлять технику для соревнований? Незаводские коллективы сейчас вряд ли смогут выдержать уровень технологий, доступный автогигантам. Так или иначе, будущее чемпионата сейчас укутано в плотный туман неизвестности, и простому смертному представить, чем все в итоге закончится невозможно.

Суббота. Спенглер в засаде.

В субботней свободной практике впереди снова были Ауди. Преимущество исчислялось одной-двумя десятыми, но этого вполне достаточно в условиях плотной борьбы, когда в секунде держаться восемнадцать пилотов. Первый сегмент квалификации также прошел достаточно буднично. Лидировал Томчик, недалеко находился Шайдер, HWA в полном составе (хотя Хаккинен изрядно потрепал нервы зрителям, собравшимся на Мерседес Арене) прошла в следующий круг. Из неожиданностей стоит отметить небывало высокий восьмой результат для Сьюзи Стоддарт.
Во втором сегменте дела пошли интереснее. Пока Спенглер с Шайдером и Томчиком выдавали один быстрейший круг за другим, Экстрем не мог подняться выше десятого места. Если дело в настройках, неужели в команде не могли воспользоваться данными с машины Томчика? Или из-за разницы в росте и настройки отличаются? Или Маттиас уже приспосабливается к раллийным приемам в управлении гоночной техникой? Так или иначе проутюжив дуэтом с Паффеттом несколько кругов под финиш сегмента, швед довольствовался десятым местом и вместе с англичанином досматривал квалификацию из боксов. А посмотреть было на что. На три Ауди пришлось пять звездных машин. На Мерседес Арене зрители довольно потирали замерзшие ладони – Мерседес должен был наконец завоевать поул снова. Вот только численное преимущество реализовать Штутгардцы не смогли. Томчик сразу ввязался в спор за поул и в итоге завоевал его. Шайдер тоже не особо стеснялся хозяев, а Кристенсен под самым клетчатым флагом умыкнул третью стартовую позицию у Спенглера с компанией. Томчик после квалификации был, как ни странно, удивлен своей поул-позиции : „Мы вообще не рассчитывали на такой результат после вчерашних заездов. Сегодня утром мы не были уверены, нашли ли мы правильные настройки. Спасибо моей команде. Мы изменили перед второй сессией кое-что. Это было точно то, чего не хватало.“ Интересно, вся команда занималась Томчиком, а на Экстрема времени не хватило? Таким образом, трио Ауди уходило в гонку под прицелом шести Мерседесов, и у болельщиков оставалась надежда, что последние если инее съедят конкурентов, то хотя бы попробуют навязать борьбу. В принципе, так и должно было случиться, если бы не пара «но». Не стоит забывать, что нынешняя R12 – глубокая модификация прошлогодней модели, а новый C-klasse – абсолютно свежая модель. К тому же сыроватая. Чего стоит хотя бы сход Спенглера в Ошерслебене из-за редчайших в ДТМ технических проблем. После Норисринга впечатляющий прогресс Ауди был неизбежен. Сочетание таких факторов, как меньший вес, проверенная временем конструкция и подходящие быстрые трассы привело к действующему раскладу. Если бы Ауди справились со своей удачей в Италии, кто знает, может быть список претендентов на титул был бы гораздо меньше. Пилоты Мерседеса в гонке могли еще рассчитывать на удачную стратегию пит-стопов, но и тут Ауди была лучше.

Воскресение. Тактика и стратегия.

Утром на разминке Спенглер напомнил Ауди, что расслабляться рано, и он готов дать бой в гонке. Так уж получилось, что днем только Спенглер и мог бороться с Экспрессом и его итоговое второе место можно рассчитывать, как успех. Попробуем разобраться, почему остальные представителя HWA не смогли поддержать канадца в борьбе с Ингольдштадом. Старт, как всегда не обошелся без завала. Маркус Винкельхок допустил пробуксовку на разгоне, а Майк Рокенфеллер, стоявший на решетке за ним, наоборот выстрелил резво. Оптимистично обгоняя товарища по Ауди, молодой немец боком своей машины направил нос автомобиля Маркуса прямиком в стену боксов. Организаторам пришлось выпускать машину безопасности, которая принесла в пелетон настоящую неразбериху. На этой стадии гонки пилоты часто идут борт в борт, и определить, в каком порядке им выстраиваться крайне затруднительно. В стартовой толчее пострадал и Хаккинен. Он хорошенько приложился в машину ла Розы на старте и разбил левую фару своего Мерседеса. Всю гонку его подслеповатый автомобиль находился в середине пелетона, и после финиша на десятом месте финн сказал, что постарается побыстрее забыть эти неудачные выходные. На рестарте, тем временем, происходили вещи не менее занятные. Томчик под прикрытием Шайдера оторвались от остальных, а Кристенсен не особо торопился уходить в гонку, спрессовав преследователей так, что на первой засечке он проигрывал товарищу по команде уже около секунды. Хауг уже готов был возмутиться, но Ульрих быстро раскопал в недрах регламента пункт о том, что расстояние на рестарте между машинами не должно превышать пять корпусов. Хауг, видимо, посчитал, что шести корпусов там не было, и не стал развивать эту тему. После пятого круга пилоты разделились на два неравных лагеря. Первые, которых было больше, под руководством Шнайдера и Шайдера решили отправиться на обязательные пит-стопы. Вторые, в числе которых особо выделялись Томчик, Спенглер и Экстрем, воевали на трассе. Был еще Рокки, который из-за штрафного проезда за прыть на старте потерял все возможности на достойный финиш, и его можно было считать мобильной шиканой для Мерседесов всю оставшуюся гонку.
Конечно, можно предположить, что в HWA подстраховались на случай изменений погоды – главный механик то и дело поглядывал на хмурое небо. В случае непогоды Спенглеру с его поздней остановкой скорее всего не пришлось совершать лишний заезд за дождевой резиной. С другой стороны, в ДТМ, в отличие от других серий, где практикуется дозаправка, проблемы с лишним весом после остановки машины не испытывают. Наивно полагать, что в боксы пилот заруливает с пустым баком. Там плещется изрядное количество горючего, механик с канистрой не успевает за четыре-пять секунд серьезно заправить машину. Вот и выходит, что после пит-стопа пилот только выигрывает – у него свежие покрышки, развесовка не меняется. Казалось бы, жми на газ и радуйся. Только вот для полного счастья команде нужен опытный стратег, который точно рассчитает момент выезда на трассу с тем, чтобы не уткнуться в хвост неторопливому сопернику. При наличие такой светлой головы в команде стратегия ранних остановок вполне оправдана, что порой блестяще доказывает Шнайдер. Единственная проблема – износ шин ближе к финишу гонки. Но в Нюрбургринге было прохладно, да и асфальт на терку не похож. Почему же в этот раз в выигрыше остались те, кто до предела оттянул момент остановки?
Возможно, Спенглер выжимает свой Мерседес наизнанку, и ему лучше оставаться на трассе как можно дольше, обгоняя соперников на трассе. Кристенсена он обошел в первом повороте, классически перетормозив соперника. Погоня за Томчиком результатов не дала. Канадец проигрывал по десятой-другой с круга и отрыв только рос, хотя Кристенсен не смог держать и этот темп. В итоге датчанин после своих пит-стопов оказался позади поредевшей компании Мерседесов. Том попробовал атаковать Шнайдера, но, держа в уме последствия своих столкновений с немцем в Голландии, делал это слишком чисто. После финиша он специально подошел к Бернду удостовериться, что на сей раз все было в рамках приличия.
Шнайдер в компании со своими молодыми коллегами Грином и ди Рестой как раз и попали в такую ситуацию, когда ранние пит-стопы могут сильно испортить гонку. После своих остановок это трио оказалось позади Рокенфеллера, который ехал только из спортивного интереса не предпоследнем месте, но пропускать никого (из Мерседесов) не собирался. После нескольких медленных кругов за немцем, поняв, что Экстрем, находившийся на свободной трассе в тот момент, может обойти их после своей остановке, Шнайдер решился на атаку. Но попытка была неудачной, и только опыт позволил действующему чемпиону избежать контакта с молодыми товарищами, которые висели у него буквально на хвосте. Немец потерял две позиции, и решил дождаться, когда молодежь сама разберется. Более настырный Грин все-таки через какое-то время заставил Рокки ошибиться, и дружный коллектив просвистел мимо Майка. Но время было упущено, Эки все-таки вклинился в ряды Мерседеса как раз позади Грина. Джейми попробовал опередить Тимо Шайдера, который после своих остановок также не смог поддерживать темп лидеров и пропустил между делом Спенглера. Попытка оказалась неудачной, англичанину пришлось оттормаживаться перед очередным поворотом слишком сильно. Маттиасу, для которого этот сезон в ДТМ может оказаться последним, очки в борьбе за титул в ситуации, когда преследует Такой товарищ по команде, нужны как никогда. Он церемониться не стал и прошел в красивой контактной борьбе Джейми. Впереди маячил Шайдер, и остальное было делом техники, точнее тактики – КТ. Впереди неудержим был Томчик. Эту победу он заслужил по праву. Спенглер так и смог подобраться к нему, и немец финишировал в гордом одиночестве. Теперь у него еще больше шансов в борьбе за титул. Четыре очка в ДТМ легко отыгрываются, но и шести очков преимущества над Спенглером явно недостаточно для спокойной жизни.
Томчик будто выступал в дугой лиге: "С начала до конца у меня была абсолютная превосходная машина. Это была чудесная, и – по честности - также легкая."
Бруно Спенглер: "Сначала я висел на хвосте у Кристенсена и терял время, после того, как я обогнал его, гонка шла хорошо для меня и я доволен вторым местом. Спасибо команде, они поставили мне супер машину, а наша стратегия была превосходна. Теперь я в 10 пунктах за лидером и на следующей гонке в Барселоне мы Будем весить одинаково с Audi - там что все еще в норме. Все решиться в Хокенхайме, где я выложусь по полной."
Маттиас Экстрем: "Старт и первые повороты были действительно жесткие. Я там обогнал Мику (Хаккинен), который был очень корректным и оставил мне достаточно места. Моя команда подготовила превосходную стратегию. Благодаря стратегии и нескольким прекрасным обгонам я прорвался вперед. Спасибо команде!"
Если разбираться со стратегией, то вариант поздних остановок оказался выигрышным для Томчика, Спенглера и Экстрема. Первые двое были гораздо быстрее своих соперников и наращивали преимущество на трассе, чтобы спокойно потом выезжать после остановок на чистую дорогу и продолжать печатать лучшие круги. Эки был медленнее в среднем на полсекунды с круга Томчика, и попадал по ходу гонки в тесные компании. Но швед быстро и красиво разбирался с соперниками, не теряя лишнего времени. А вот ранние пит-стопы не принесли ничего хорошего. Шайдер проиграл одну позицию (ну или две – кому как нравится). Трио Мерседесов дружно уступило Экстрему, хотя заслуга в этом Рокки есть. Ну, а Кристенсен и вовсе провалился. Хотя в случае очень плотной борьбы в середине пелетона одной-двух секунд задержки на пит-лейне было достаточно.
Вообще, ситуация со стратегией очень запутанная, и разобраться во время гонки, тем более перед стартом, какой из возможных вариантов наиболее подходит в конкретном случае может только отличны аналитик.
Что ж, нам представляется шикарная возможность потренировать свои серые клеточки через три недели. Гонки на трассе в Барселоне в разных классах всегда были завязаны на стратегии. Все-таки, будем надеяться, что и на трассе будет происходить действо не менее интересное, чем за стенами пит-лейна. Ведь это же ДТМ!