Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Разное Автодромы России

Разное: автоспортивные новости

Автодромы России

Шоссейно-кольцевые автогонки в России постепенно выходят из кризиса.

За последний год в нашей стране открылись две новые гоночные трассы. Еще две будут готовы принять соревнования в сезоне-2011. Подписан контракт на проведение этапа Формулы-1. Придаст ли все это ускорение развитию отечественного автоспорта? Разобраться в некоторых вопросах читателям «Автоспорта» поможет мастер спорта и чемпион СССР по автогонкам, тренер-инструктор Михаил Георгиевич Горбачев, который принимал непосредственное участие в разработке многих проектов автодромов.

Итак, какие трассы уже сейчас могут принимать соревнования национального уровня, а какие – появятся в ближайшее время?

Михаил Горбачев: В настоящее время принимать соревнования национального уровня могут трассы Nring и Smolensk ring. Со следующего сезона добавятся «Каньон» и автодром «Санкт-Петербург». При этом, естественно, остаются «Мячково» и «Красное кольцо». Шесть разных по характеру трасс – очень хороший задел для России, о котором несколько лет назад только мечтали. Но это далеко не предел. Считаю, что трасс должно быть, как минимум, десять, ведь, например, в Америке их около пятидесяти. Начато строительство большого автодрома Moscow Raceway на Новорижском шоссе, в Новосибирске заложена трасса «Сибирское кольцо», подписан договор о строительстве «Приморского кольца» в городе Артем. Есть еще пара проектов, о которых пока рановато говорить. Однако при благоприятном стечении обстоятельств они удивят многих. Мы ждем продолжения начатого строительства автодрома в Домодедово. Вот когда все это будет построено, тогда речь пойдет не только о национальном уровне и Россия займет подобающее ей место в длинном списке стран, где существуют трассы международного уровня.

Является ли набор и разнообразие трасс в календаре RTCC достаточным для полноценной тренировки пилотов?

М. Г.: Пожалуй, да! Судите сами. Трасса «Каньон» (архитектор Герман Тильке) – самая интересная с точки зрения перепада высот, с разнообразными связками поворотов при постоянно меняющейся высоте – требования по максимальному уклону везде проходят на грани –10 %!

«Нижний» (архитекторы Михаил Горбачев и Андрей Китов) – трасса, требующая постоянной концентрации, очень пилотажная, с постоянно ускользающей идеальной траекторией. «Смоленск» (архитектор Тильке) – также по-своему интересная трасса с перепадом высот и очень быстрым плавным поворотом перед выходом на прямую. Автодром «Санкт-Петербург» (архитекторы Горбачев и Китов) очень скоростной, с интересными поворотами. И я, и Андрей Китов все-таки рекомендовали бы организаторам ЧР договориться с «Мячково». Чем больше разных стационарных трасс в календаре, тем лучше для всех.

Из списка этапов RTCC исчезло «Красное кольцо». Как теперь будет протекать гоночная жизнь за Уралом? Ведь до этого многие сильные красноярские гонщики выступали в чемпионате, а теперь им не придется рассчитывать на «домашние» гонки.

М. Г.: В данный момент это, конечно, не очень хорошие для них новости. Мой коллега Андрей Китов считает, что с появлением в том регионе еще одной трассы – «Сибирское кольцо», и развитием большей массовости там ЧР по кольцевым гонкам можно будет проводить как в кроссе – по принципу зональных отборочных этапов и финальной длинной гонки. Хотя уже сейчас можно было бы оставить этот этап (этапы), сделав в регламенте зачет не по всем гонкам, и отбрасывать один (или два) худших результата, чтобы не заставлять всех ехать за Урал.

Есть ли смысл с появлением новых трасс попытаться организовать своеобразный чемпионат Сибири и Дальнего Востока?

М. Г.: Смысла особого в этом нет. Чемпионат России называет чемпиона России, и это престижно! Организаторам надо смотреть статистику, потому что, если за Урал никто не поедет, полноценный этап ЧР при обилии более доступных трасс провести там будет сложно. Вот тогда и может возникнуть своеобразный сибирский и дальневосточный чемпионат. Почему бы и нет? Ведь многое происходит вопреки здравому смыслу. Например, вкладывать деньги в автогонки в России или, тем более, строить трассы нормальному человеку в голову не придет. А энтузиасту, инфицированному здоровым вирусом автоспорта, придет в голову еще и не такое! Так что пытаться не надо, все образуется само собой. Только были бы энтузиасты, и хватило бы у них на все денег.

Новые автодромы – это настоящие комплексы, способные принимать не только гонки, но и испытательные заезды, трек-дни. Могут ли подобные частные проекты окупиться, или без государственного финансирования никак не обойтись?

М. Г.: Частные структуры очень сильно рискуют, вкладывая деньги в строительство таких комплексов. Окупаемость этих проектов устроительством гонок вызывает сомнения, поэтому основной упор делается именно на испытательные заезды, трек-дни и любительские соревнования. Утешаются владельцы автодромов мыслью о том, что делают они это для людей и для страны, то есть это проекты с большим социальным звучанием. Но если так, то государственное финансирование было бы как раз более чем уместным. Но его нет. Вместо этого мы видим контракт с Берни, по которому до 2020 года он получит от России огромную сумму. В печати упоминается, что контракт заключен на семь лет, то есть предусматривает проведение Сочинского этапа с 2014 по 2020 год, при этом взнос г-ну Экклстоуну составляет 40 млн долларов в год с ежегодным увеличением на 10 %. Из простого арифметического вычисления имеем следующую оплату по годам, которая в сумме составляет: 40 + 44 + 48,4 + 53,24 + 58,564 + 64,42 + 70,86 = 379,5 млн у.е. Вот бы эти деньги пустить на помощь в строительстве и дальнейшее развитие частных автодромов!

От экономики стоит перейти к технологиям. На примере с автодромами в Санкт-Петербургской, Смоленской и Нижегородской областях поясните, пожалуйста, различия в свойствах дорожного покрытия. Как, например, учитываются различные климатические условия? Как гоночный асфальт зимует? Требуются ли какие-то специальные работы осенью или весной? Каков средний срок службы покрытия?

М. Г.: Я дружу с профессором Рейнхардом Хартом, который клал асфальт на всех «тильковских» автодромах за последние 23 года. Естественно, я бываю в его немецкой лаборатории, и мы много беседуем о так называемом гоночном асфальте. Парадокс в том, что как такового гоночного асфальта не существует. Оптимальным вариантом является мелкозернистый асфальтобетон высокого качества. Такой тип асфальта и уложен на всех вышеперечисленных трассах. Сцепные свойства зависят от многих факторов, и это не постоянная величина – они меняются. Что касается сохранности, то самым злым врагом асфальта является масло. Даже при строительстве трассы очень важно не допускать на нее грузовики и самосвалы с текущей гидравлической системой и «сопливыми» моторами. Гидравлическое масло – самое опасное. Разлитое масло на трассе может привести к разрушающим последствиям. Поэтому чистовой слой трассы делают в последнюю очередь. Если масло все же попало, его надо срочно удалить с помощью цемента. Чистка трассы от кусочков резины и грязи приспособлениями высокого давления также может нанести ущерб. Главное – чтобы был правильно установлен угол струи, и она не должна быть слишком сильной. Асфальт зимует так же, как и на любой дороге, только в лучших условиях – без химикатов. Специальные работы осенью или весной – это обычное поддержание дорожного полотна в хорошей форме: своевременная заделка трещин и выбоин. Средний срок службы покрытия гоночной трассы – 5–6 лет.

Смоленский автодром принимает гонки грузовиков. Как это сказывается на состоянии асфальта?

М. Г.: На Смоленской трассе положен хороший асфальт, а вес гоночных грузовиков не так велик и площадь контакта шины больше, чем у легковых автомобилей и «формул». Так что от грузовиков состояние асфальта особо не страдает. Надо знать, что максимальный износ трассы происходит, когда по ней ездят мотоциклы. Они развивают максимальные силы на своих шинах.

Если речь зашла про гонки грузовиков (этап FIA European Truck Racing Championship прошел в Смоленске), то уместно упомянуть, какие международные чемпионаты могли бы посетить Россию в ближайшее время?

М. Г.: По секрету скажу, что в ближайшем будущем может быть заключен контракт на проведение этапа чемпионата мира FIA GT. В этом заинтересованы представители марки Nissan. Кроме того, на «Смоленском кольце» пройдет этап чемпионата Европы по гонкам на грузовиках. А вот декларация организаторов новых автодромов «Сибирского» и «Приморского кольца» – принимать этапы международной Формулы-3 – мне кажется чем-то из области фантастики. Тем более что как таковой Формулы-3 в России нет. Приедет ли Формула-1 в 2014 году? Не знаю! Может и приедет. Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации сказал:  «Формула-1 – это экономически “топовый” проект, хотя я не думаю, что в ближайшей перспективе он будет приносить большие дивиденды, потому что пока мы будем вкладывать средства. Но он очень важен и для престижа России…» Вот как выражается профессионал – четко и ясно! Главное есть понимание, что материальных дивидендов не будет. По поводу важности также очень точно подмечено. Только не помешало бы первое второму! Может быть, один раз Гран-при России и проскочит. Но печально, что никаких слов о развитии российского автоспорта чиновниками сказано не было. Нам, российским энтузиастам автоспорта, от этого Гран-при не холодно и не горячо.

Действительно ли автодром в Сочи придаст ускорение развитию нашего автоспорта? Каковы шансы, что стационарная часть будет принимать гонки национального уровня?

М. Г.: Автодром? А будет ли там автодром? Игорь Ермилин (первый вице-президент Российской федерации автоспорта) считает так: «Если делать трассу полностью стационарной – все 5,5 км, – значит, будут определенные проблемы с работой Олимпийского парка; делать ее временной – это неизбежно повлечет постоянные дополнительные издержки на организацию и проведение Гран-при». Даже неспециалисту ясно, что никаких определенных проблем с работой Олимпийского парка не будет. После проведения Олимпиады там будет пусто! А если и будут какие-то людные мероприятия, то пусть люди и автомобили ездят в это время по дорожкам СТАЦИОНАРНОЙ гоночной трассы. Она от этого не пострадает! Значит, трасса должна быть ТОЛЬКО СТАЦИОНАРНОЙ! Тогда она сможет начать хоть как-то окупаться и приносить пользу россиянам: можно будет проводить тренировки, тесты, трек-дни, соревнования и другие мероприятия, например, катание в гоночном такси отдыхающих с детьми в курортный сезон. А вы-то, господин Тильке, понимаете, что трасса в России должна быть стационарной? Мы, россияне, так хотим! Какая временная трасса? Зачем? Мы же не карликовое Монако! Так что все компромиссы с временной трассой, имеющей стационарную часть, считаю несостоятельными. Другой вопрос, удастся ли строительство стационарной трассы согласовать с МОК? Не уверен. Развитие российского автоспорта? Какое отношение Гран-при России Формулы-1 имеет к развитию национального автоспорта? Никакого. Для развития нужны инвестиции в спорт или создание благоприятной базы для них. Вместо этого руководители «Лукойла», «Мегафона», «Базового элемента» и «Ростехнологии» готовы спонсировать Экклстоуна. Им сулят, что они смогут извлекать доходы из проведения этого мероприятия. Что-то мне не совсем понятно, как и какие доходы они будут извлекать и из чего. Отнимут что ли у местных часть доходов от продажи сувениров, билетов и койко-мест? Так это даже трети взноса в 40 млн долларов за приезд цирка Экклстоуна не окупит! Отнимут у авиакомпаний прибыль за билеты? Будут брать плату за швартовку яхт? Пончиками торговать? Может, «Провал» членам профсоюза показывать? Вот то, что придется компенсировать издержки, – это ясно. Только кто же их захочет тогда нести? А вкладывать в российский автоспорт? Да, кое-кто из них вкладывает, но это копейки! Ни одну национальную трассу никто не удосужился профинансировать. Понятно одно: после 2014 года никто из них в российский автоспорт больше вкладывать не будет. Им бы тогда от Формулы-1 в себя прийти. А все говорят: «Сочи придаст ускорение развитию нашего автоспорта». Не понимаю смысла этой фразы. Как придаст, кто придаст?

Стоит ли вообще насаждать автоспортивную культуру «сверху»? Не уподобится ли такой путь ближневосточному, где собственных чемпионатов толком и нет? Может быть, стоит воспользоваться временем до 2014 года и дорасти до Формулы-1 «снизу», возродив полноценную иерархию гоночных классов?

М. Г.: Точно! И у нас собственных чемпионатов тоже толком нет. А были ведь неплохие первенства с дюжиной хорошо наполненных классов. Был полноценный класс Туринг с хорошими командами. Годовой бюджет каждой из них составлял порядка миллиона долларов. Появятся ли они сейчас, благодаря декларированию Гран-при в Сочи в 2014? Сомневаюсь? Не сомневаюсь. Уверен, что не появятся. Дорасти, возродить, развить, ускорить, насаждать. Никак не вяжутся эти определения с рыночной экономикой. Создайте экономические условия, которые сделают выгодным для бизнесменов финансирование автоспорта. Вот тогда… иерархия гоночных классов возродится! Но что такие законы выйдут и пойдет финансирование, опять же не верю. Какая светлая мечта: дорасти до Формулы-1 «снизу». Это мне напоминает задачи Коминтерна.

Каков Ваш среднесрочный прогноз о будущем российского кольцевого автоспорта?

М. Г.: Отвечу словами моего соратника Константина Крупникова, с которым мы (каждый по-своему) развиваем отечественный автоспорт с 1974 года: «Автоспорт отражает автомобилизацию, так что упадок (точнее, деградация) второй неизбежно приводит к разрушению первого с небольшой инерционной задержкой. История – точная наука, если ее не вылизывать». Россия – неавтомобильная страна, и предпосылок превращения ее в автомобильную державу с высокой автомобильной культурой я не вижу. Автоспорт, безусловно, развивает автомобильную культуру, но Формула-1 стоит здесь особняком. Все-таки гран-при – это больше шоу, чем честный спорт, недаром его называют «Большой цирк». Не считаю приезд цирка таким важным для имиджа России. Сорвется, что тоже вполне возможно, – не расстроюсь ни на секунду! А вот в том, что автоспорт в России не развивается, расстраиваюсь постоянно. Хотя говорят: «будут трассы – будет российский кольцевой автоспорт». Как раз трассы мы с Китовым Андреем и делаем. Поживем – увидим, будет ли автоспорт.