Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Разное Гоночные инженеры – кто они?

Разное: автоспортивные новости

Гоночные инженеры – кто они?

Терминология объясняет многое.
 
Как известно, историю развития какой-либо области науки или техники в стране легко определить по терминологии в ней использующейся. «Паровоз», «самолет», «спутник» - до всего мы доходили своим умом. Даже такой неведомый зверь, как ТОКАМАК – тоже наш домашний (ТОроидальная КАмера с МАгнитными Катушками). Даже для CAD успел когда-то появиться наш аналог в виде САПР (система автоматизированного проектирования). Само название уже позволяет вполне точно представить себе, о чем идет речь. Позже стало несколько сложнее.
 
Взять, к примеру, CFD. Кто без подсказки расшифрует этот ребус? (sɔıщɐuʎр рıпlɟ lɐuoıʇɐʇпdщoɔ). А назови его Вычислительной ГидроДинамикой (ВГД) – скорее всего, суть действа станет понятна большему числу зрителей. Да, кстати, это именно гидродинамика. Сам воздух (сильно разреженная жидкость) при скоростях свыше 60 м/с ведет себя, почти как самая настоящая вода (становится почти несжимаемым). На относительно малых скоростях, свойственных обтеканию кузова автомобиля, конечно, проявляются различия (вместо взаимодействия слоев молекул, как в воде, тут работают, скорее, атомы) – сказывается механика тех самых несжимаемых жидкостей и механика тех самых сжимаемых газов. Однако на максимальных скоростях, которые могут развить гоночные машины, мы можем представить, что толща воздуха, через которую прорубает себе путь кузов, уже становится похожей на тот облачный кисель, сквозь который Незнайка прорубал путь топором.
 
Что уж говорить про названия специальностей в гонках, если даже свои собственные термины мы заменили. Вместо Туризма у нас «Туринг», а вместо настройки – «Тюнинг». Вот, только, как ни выговариваем старательно эти жаргонизмы, особого успеха на международной арене так и не добились. Ну, может, самооценку себе и подняли. Ничем не хуже, наверно, чем в европах – свой «Туринг» имеется даже.

В этом свете меньше всего хочется завидовать комментаторам. В чем различие между «исполнительным директором» и «неисполнительным директором», «ГТ» вряд ли возьмется объяснить. А вот с «гоночными инженерами» нам разобраться хочется уже давным-давно.

Итак. Гоночные инженеры – кто они?
 
Сначала уточним, что сам термин «инженер» часто упускается. Картограф, топограф, метеоролог, конструктор – это все инженеры. 
 
Race engineer – стратег. Самые знаменитые личности среди «гоночных инженеров». Именно они отвечают за взаимосвязь между гонщиком и командой. Главное – они решают, какой будет стратегия в гонке. Попутно следят за работой механиков, проверяют соответствие техники строгому регламенту. Стратег планирует работу на всех сессиях – на тренировках и частных испытаниях, следит за всем, что происходит на трассе с его подопечными, чтобы потом учесть все факторы для подготовки к следующему заезду. Яркий представитель – Лина Гейд, с которой экипаж «Ауди» неоднократно добывал победу в Ле-Мане.
 
Performance engineer. А вот тут кроются интересности. Это теоретик или техник. Он отвечает за создание компьютерных моделей и, в целом, идеально разбирается в том, что у нас называется «теория движения» - самая интересная область физики для «ГТ». Именно с техниками-теоретиками работают «третьи» гонщики команд на выходных. Без устали «наматывают» они круги по «виртуальной» трассе с теми или иными настройками, чтобы заранее отбраковать самые негодные и выбрать наиболее перспективные. Так «боевые» гонщики потратят гораздо меньше времени на тренировках. Большая часть работы теоретиком проводится задолго до гонки – он подбирает для стратега самые выгодные варианты настроек. После заезда – проводит «разбор полетов» и выясняет с помощью своих теоретических моделей, что пошло не так. В «петле» сложного взаимодействия между инженерами и гонщиками теоретик постоянно дополняет свою модель поправками, полученными на основе отзывов от тех, кто непосредственно крутит руль и нажимает на педали.
 
Data engineer – тут все просто. Это телеметрист. Он собирает все показатели с датчиков и передает их стратегу и теоретику для последующей обработки. Кроме того, сам телеметрист не лыком шит и всегда на связи с гонщиком, чтобы объяснить тому, что в таком-то повороте он слишком рано «жмет на гашетку», а в другом – вообще не туда крутит руль. Сравнивая графики, полученные от теоретика с данными датчиков, телеметрист всегда может определить, где именно потеряны десятые секунды. Кроме того, у телеметриста должно быть очень неплохое знание электроники, чтобы сиюминутно устранять всевозможные помехи и сбои в работе датчиков.
 
Разумеется, взаимодействие между этими инженерами гораздо сложнее, но наиболее заметную разницу в их должностных обязанностях, нужно надеется, пояснить удалось.