Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Большой Туризм «Ризи-Феррари»: «Не уверен - не обгоняй!»

Большой туризм

«Ризи-Феррари»: «Не уверен - не обгоняй!»

764675786796798Инженерное предисловие перед Ле-Маном.

Очередное предисловие от Рика Майера, гоночного инженера команды «Ризи», техасского дилера марки «Феррари». В этом году за них в Ле-мане поедут один из быстрейших гонщиков ИМСА Луис-Фелипе Дерани, где только ни выступавший Оливер Джарвис и представитель гоночной фамилии, а также класса ГТ3 Жюль Гунон.

Слово Майеру:

С Ле-Маном у меня сложные отношения. Это напряженная неделя, и я каждый раз жду с нетерпением трех часов по воскресному полудни. Каждый раз надеешься, что пятница завершится для ребят вовремя (не придется торчать в гараже за полночь), потому что разминка начинается уже в 9 утра субботы. Часто выходит так, что механики и инженеры работают 40 часов без перерыва. И чего только стоит держать себя в концентрации и не перегореть, особенно утром в воскресенье. Почитаешь за величайшее благо урвать 10-15 минут, для того чтобы тайком вздремнуть по ходу всего этого. Во второй половине гонки принятие правильных решений дается куда сложнее, чем в начале.  

Общее: Протяженность круга накладывает свои отпечатки на обычные процессы. Впрочем, в этом году, как минимум на тестах, телеметрия и радиообмен были на великолепном уровне. На испытаниях удалось пройти мало кругов – одна попытка отнимает 15 минут с учетом прогрева и возвращения. Тем более, у нас был мотор, который мы будем использовать в гонке, - его обязательно нужно было прикатать. Кроме того, вопрос погоды всегда актуален. Тут обязательно идет дождь либо на тестах, либо в гонке. Поэтому только и остается надеяться, что удалось найти оптимальные настройки на этот случай.  

«Баланс» - это уже притча во языцех. Так как организаторы могут сменить его прямо перед гонкой, истинные расклады сил мы узнаем только по ходу самого заезда, когда ситуация на трассе более-менее устаканится.

Настройки: Главное – надежная машина. Для того чтобы победить, нужно, во-первых, финишировать. Машина должна быть удобной для каждого из гонщиков. Связка Порше – лакмусовая бумажка. Если техника там быстра, значит, она будет быстра на всем круге. Настройки подбираются по ходу тестового дня, а перед гонкой мы вносим лишь небольшие корректировки.

Подготовка: Примерно одинаковая перед любым суточным марафоном. Производители дают свои рекомендации по межсервисным интервалам для каждого из узлов – и чаще всего они как раз соответствуют дистанции 24-часовой гонки. Всю неделю после тестового дня команда проверяет состояние агрегатов. Важно найти «золотую середину» по пройденным кругам перед гонкой: чтобы найти настройки, но при этом не перегрузить узлы.

Гоночная методология: Это изматывающая гонка. Гонщики должны ехать с комфортным запасом, быстро, но надежно. На каждом торможении они должны оставлять место для неожиданностей: масло или гравий на траектории, особенно в поворотах, где отбойники рядом с асфальтом. Мы ездим в ГТЕ-Про, поэтому и мы обгоняем, и нас обгоняют. Каждый раз нужно оставлять место для обгона. Гонщик смотрит в зеркала примерно столько же времени, сколько и через лобовое стекло. Секрет успеха в том, чтобы быть на трассе, а не в гараже. «Не уверен - не обгоняй!» Думай дважды. Уж лучше потерять секунды на трассе, чем минуты и часы – в гараже. Люди выигрывают в Ле-Мане благодаря тому, что проводят в зоне обслуживания меньше всего времени. Это азбучная истина.

Недавно в Ле-Мане ввели правило «зон безопасности» вместо выездов автомобилей безопасности (трасса поделена на три области для их выезда и разделения пелотона на, собственно, три части). Всего есть 9 таких зон безопасности, а в каждой машине есть световая индикация на случай нейтрализации гонки в каждой из зон. Схема с «зонами», к сожалению, добавляет излишнюю случайность: повезет вам или нет с очередной нейтрализацией. Кто-то из участников проезжает через «зону» больше раз, чем другие. «Генератор случайностей» может подарить вам 30 секунд, а может и отнять. В этом году дирекция гонки может выпустить «виртуальную машину безопасности» - на всей трассе единовременно устанавливается ограничение скорости 80 км/ч. При этом зона обслуживания закрывается. Получается, гонка в прямом смысле нейтрализуется, отрывы сохраняются, а работники трассы, тем временем, могут спокойно устранить возникшие проблемы. Такая система привносит упорядоченность и избавляет от излишней случайности в плане выигрыша или проигрыша времени.

Стратегия: 1 – держись подальше от гаража, 2 – оставайся на трассе, 3 – ни во что не врезайся, 4 – заезжай в зону обслуживания только за бензином, шинами, моторным маслом и передними колодками и дисками (где-то ближе к утру). В этом году у нас новая система смены дисков, что позволит практически уложиться во время обычной остановки на дозаправку. Теперь машины стали такими надежными, а результаты настолько плотными, что каждая секунда в зоне обслуживания уже на вес золота.

Бензин: Вопрос топливной экономичности не так важен, так как организаторы проанализировали данные с тестов и подобрали объемы баков так, чтобы каждый мог проехать 14 кругов и у него осталось бы 3 литра на всякий случай. Полная дозаправка занимает около 35 секунд.

Шины: Нам доступно 15 комплектов «сухих» шин на гонку. Количество дождевых никто не ограничивает. Из-за того что трасса протяженная, вопрос выбора дождевых или сухих шин все еще остается из области везения, нежели из опыта. Тем не менее, в Ле-Мане выбор типа протектора шире, чем в ИМСА: три типа сликов и два – для мокрой погоды. Ну а сам выбор во многом зависит от сообщений самих гонщиков, которые лучше видят, что происходит на трассе.

Дозаправки: Правила в этом году изменили, и теперь над машиной могут работать четыре механика. Смены колес идут одновременно с дозаправкой. Именно она определяет то время, которое вы проводите у гаража.

В целом, для успеха нужен опытный коллектив и багаж везения. Мы преуспевали в Ле-Мане в 1998 («Феррари» 333СП), в 2008 и 2009 («Феррари» Ф430). В 2016 году финишировали вторыми в ГТЕ-Про и третьими – в ГТЕ-Ам в прошлом году. В предстоящей гонке все решится на последних дозаправках, так как плотность результатов ожидается очень высокой.

                                                                                                                                         

Фото - risicompetizione.com