Формула 1
30 лет спустя
- Подробности
- Категория: Гоночные машины
- 31.12.2010 12:19 Просмотров: 32
В 2013 году в Формуле-1 будет введен новый технический регламент. Участники перейдут на использование 1,6-литровых турбодвигателей, изменится внешний вид машин. Ветераны паддока Патрик Хэд и Рори Бирн считают, что грядущие изменения станут самыми серьезными с 1983 года.
Правда, мотивы, 30 лет назад побудившие организаторов внести корректировки в регламент, были совершенно иными, чем сейчас. О повышении зрелищности тогда вряд ли думали. Гонки в начале восьмидесятых стали попросту слишком опасными даже для гладиаторов асфальта.
Как уточнил редактор ресурса Speedweek Гвидо Квирмбах, применение граунд-эффекта приводило к тому, что на трассе Остеррайхринг, например, тормозить перед большинством поворотов не требовалось, а средняя скорость составляла 244 км/ч. Автомобили настолько хорошо держали дорогу за счет разрежения, создаваемого под днищем, что с кузовов начали убирать антикрылья, которые просто мешались. Снижение лобового сопротивления позволило достичь небывалых по тем временам скоростей.
Однако спортсмены вовсе не были счастливы управлять такими транспортными средствами, более походившими на реактивные самолеты. Многие уже не выдерживали центробежных сил в поворотах. Самое опасное, чего боялись все гонщики, – внезапная разгерметизация под днищем. В этом случае гоночная машина действительно превращалась в болид, а пилот становился его пассажиром.
1982 год унес жизни Жиля Вильнева, Риккардо Палетти. В тяжелую аварию попал Дидье Пирони. Напрямую с граунд-эффектом эти трагедии вряд ли были связаны, но опасную технологию решили запретить.
Конструкторам в спешном порядке пришлось готовить новые автомобили к старту сезона-1983. Разумеется, подобная суматоха привела к тому, что результаты в пелотоне перемешались. Середняки смогли вмешаться в спор за победы, некоторые лидеры порой оказывались за бортом квалификации. Гонщики, привыкшие к небывалой цепкости машин, поначалу часто ошибались, что привело к росту числа обгонов.
Естественно, упали скорости. На старте сезона время прохождения круга снизилось на 3 секунды с километра дистанции. Конечно же, технические отделы не сидели без дела, и уже к финишу сезона лучшие машины уступали своим предшественникам менее секунды с километра.
Что же помогло наверстать упущенное? Гонка вооружений. Турбодвигатели окончательно доказали свое превосходство, и мотористы пустились в безумную погоню за табунами лошадей. В начале сезона была пройдена отметка в 600 л.с., а на 13 этапе 1,5-литровые силовые агрегаты выдавали уже 800 л.с.
В 1983 году впервые чемпионом F1 стал гонщик, выступавший на автомобиле с турбодвигателем. Правда, тогда на старт выходили и машины, оборудованные обычными атмосферниками. В 2013 году у коллективов выбора не будет. Погоня за экологичностью и зрелищностью диктует свою жесткую моду.
Скорее всего, новая турбо-эра начнется с захватывающих сражений, но, как наглядно демонстрирует история, технические отделы ведущих команд F1, которые, как известно, привыкли иметь дело с космическими технологиями, быстро адаптируются к новому регламенту, и уже к финишу сезона расклад сил станет более-менее привычным.