Формула 1
Гонки вымерли, здравствовать некому
- Подробности
- Категория: Гоночные машины
- 17.07.2019 21:22 Просмотров: 223
Короткая заметка о том, как готовят на убой техническую составляющую Формулы-1
Росс Брон – наглядный пример того, что с человеком может сделать возраст. Если бы у нас имелась возможность познакомить нынешнего Брона с ним же самим, но на 30 лет моложе, та, оставшаяся в прошлом версия, сильно удивилась бы тому, что сейчас творит старик Росс.
Перво-наперво он говорит, что обычные моторы V8 сильно навредили бы имиджу нынешней Формулы-1. Честно говоря, трудно себе представить что-то настолько мерзопакостное, что вообще в силах навредить этому имиджу, но большим шишкам, конечно, виднее. Куда нам, мелким сошкам с нашими подозрениями в том, что маленькие моторчики с непосредственным впрыском могут являться источниками такого объема канцерогенов, что дизель на их фоне может показаться самым экологичным видом ДВС.
Мы все прекрасно понимаем, что до безумия энерговооруженный моторчик о трех горшках с точки зрения запаса прочности и рядом не стоял с какими-нибудь V8, объем которых измеряется ведрами, а нормальные пробеги – расстояниями до Луны и обратно. Зачем рекламщикам такие кондовые одноразовые (на весь срок эксплуатации машины) узлы? Это же невыгодно. И продвигать это тоже невыгодно.
Да, нынешние 1,6-литровые турбо V6 еще задержатся на сцене, прежде чем уступить место чему-то еще более «инновационному», но уже с 2021 года их будут заправлять некоей смесью топлива, снижающего выбросы CO².
Сами-то продвигатели идей в лице Брона и Тодта прекрасно понимают, что вклад автотранспорта (а не только одной Формулы-1) в общий объем выбросов углекислого газа на земле довольно мал. А для нейтрализации его вредного влияния достаточно прекратить в диких количествах вырубать деревья и отправлять их в условный Китай, попутно занявшись озеленением породами, активно кормящимися этим самым углекислым газом.
А вот с чем никакие деревья не справятся, так это с оксидами азота, которые в диких количествах образуются при повышении температуры сгорания горючей смеси. Это уже плата за «эффективность» моторов.
И вообще, вся эта возня с «зеленым» имиджем – просто чепуха на фоне того, как загрязняют атмосферу самолеты. Одного рейса хватит, чтобы сравняться с большей частью заездов целого сезона. И это «зеленых» и им подпевающим особо не смущает.
По части шасси у Брона все еще хуже. Того и гляди явится Брон из 90-х с претензиями: в условиях регламента-2021 особо и не разбежишься с идеями, будто бы кто-то хочет заморить уцелевших еще конструкторов.
Как известно, прототип шасси, над которым трудилась целая комиссия, является уже восьмым по счету, или носит литеру “I”. Кто-то расшифровывает ее «Индия», но логичнее было бы назвать все это «Индикаром». Все дело не столько в вожделенном «возвращении граунд-эффекта», сколько в курсе организаторов на ущемление прав и свобод изобретателей чего-то нового и необычного.
Мол, чего это сейчас инженеры как хотят забавляются с аэродинамикой, напрочь наплевав на зрелищность? Будто бы это у них в контракте написано: «Добро пожаловать в Большой Цирк, где Вы обязаны обеспечить такой-то уровень зрелищности». Да любому здравомыслящему конструктору дела нет до того, легко ли преследовать его машину или не очень.
Тем более, если бы Брон не делал вид, что позабыл физику, он бы, краснея и шаркая ножкой, мог бы выдавить из себя азбучную истину, заключающуюся в том, что машины с так называемым «граунд-эффектом» (антиэкраном) по природе своей менее чувствительны к возмущенному воздуху перед собой.
Последний удар по практически бездыханному телу технической, изобретательской составляющей гонок: введение в Формуле-1 «объемов легальности», то есть областей, где все еще можно что-то мудрить с аэродинамикой.
Аэродинамика автомобиля тем и отличается от самолетной, что кузов невозможно разделить на части и отдельно подсчитать характеристики каждой из них. Все они составляют сложную систему, каждая из деталей которой влияет на остальные. Другими словами, если у вас есть стандартные области, то в итоге у вас на выходе получится стандартной и ваша собственная деталь, потому что как-то иначе с унифицированными поверхностями она эффективно работать не сможет. Так зачем страдать? Может, отдать все на откуп какой-нибудь «Далларе»? Хотя, у нас и без нее получается какая-то самая дорогая на свете моноформула, потому что ко всему прочему унифицированы и системы охлаждения (а это сложнейшая и интереснейшая тема; то есть, была такая тема), системы питания, запрещены гидравлические элементы подвески.
Особо нужно сказать про ограничения по времени использования аэродинамических труб и вычислительной гидродинамики.
Нужно ли напомнить стреющему Брону историю с так называемыми «жетонами» при разработке моторов? Кому-то повезло с первого раза выдать гениальную идею, а остальные, может быть, и могли бы ответить, но были законодательно ограничены в возможности испытать свои версии. До какой же степени нужно быть одаренным, чтобы наступать на те грабли, которые еще даже до земли долететь не успели после предыдущего удара?
Они конструкцию коробки передач собираются «заморозить» на 5 лет. Чего еще с них требовать? На фоне таких «вершин технологий» какие-нибудь горные гонки или Формула-Студент представляются приветом из XXII века.
И весить это чудо техники будет 765 кг.
Да, велик процент тех болельщиков, которым все равно, какие машины на трассе. Жаль, что таким фанатам труднее объяснить с точки зрения физики и здравого смысла, что стандартизация и унификация в том виде, как задумывает Брон, вовсе не гарантия «зрелищных» гонок, а, скорее, залог бессмысленного шоу по нарезанию кругов исключительно на потеху зрителям.
Где эти высокие технологии? Где изобретатели, переворачивавшие ход чемпионатов с ног на голову каждый сезон? Где новинки, о функционировании которых спорили месяцами?
Ничего. Пустота молчит в ответ.