Теория движения
На грани. И за ее пределом
- Подробности
- Категория: Теория движения
- 20.08.2011 13:45 Просмотров: 2511
Эпизод из серии «Гонки изнутри» от «Данлоп».
Если у машины никудышное шасси, то никакая аэродинамика не вытянет конструкцию на вершину. Всего лишь четыре небольших площадки – пятна контакта, через которые передаются все Ньютон-метры и воспринимаются все силы, – одно из ключевых составляющих успеха.
Начать разговор в этом разделе вестника можно с красочной заставки.
Эпизод из серии «Гонки изнутри» от «Данлоп».
Испытатель Патрик Симон объясняет, что в повороте нужно контролировать силы, действующие на колеса, держать стабильную нагрузку. Можно запросто приговорить протектор передних шин, если регулярно превышать оптимальную скорость в повороте на 2 км/ч.
Комментатор поясняет, что в момент поворота рулевого колеса инерция стремится удержать автомобиль в прямолинейном движении. Кроме того, вращающиеся колеса, как гироскопы, сопротивляются смене направления.
Затем демонстрируется процесс натурных испытаний, в ходе которых определяется пятно контакта шины с асфальтом при самых разных нагрузках. Инженер «Данлоп» Серж Менстер поясняет, что у дорожных машин на высокой скорости площадь контакта уменьшается. У гоночных автомобилей площадь растет, так как дополнительную нагрузку обеспечивает аэродинамика кузова.
Ролик рекламный, поэтому упоминается об умопомрачительных возможностях комплекса, на котором испытывают колеса. В одном усомниться не приходится: вся конструкция действительно должна обеспечивать предсказуемое поведение шины в самых разных условиях.
Лучезарный Турбо-Том Чилтон, гонщик команды «Арена» в Британском шоссейно-кольцевом чемпионате, рассказывает, что в этом первенстве результаты демонстрируются весьма плотные, поэтому от каждого элемента требуется повышенная отдача. Потеря одной десятой может стоить пяти-шести мест.
Если спортсмен верно рассчитывает способ прохождения поворота, машина перемещается будто по рельсам. Стоит перейти границу, и силы, действующие на колесо, наглядно демонстрируют свое присутствие – подрессоренная масса становится практически неуправляемой.
Не нужно забывать и о вертикальных колебаниях, вносящих существенную поправку в работу протектора.
Все это лишь красивая заставка, самая верхушка айсберга. К настоящему изучению некоторых вопросов, касающихся шасси, уместнее будет вернуться чуть позже.