Асфальтовый король
- Подробности
- Категория: Ралли
- 16.04.2015 18:00 Просмотров: 478
Предсказать победу Себастьена Лоэба на асфальтовом ралли проще всего. Помешать ему здесь может только техническая неисправность. Но не стоит думать, что прошедшее ралли стало всего лишь формальностью только для того, чтобы в воскресенье вечером все скопом бросились поздравлять Себа с 45-й победой на этапах чемпионата мира. Борьба была...
Первый день ралли должен был стать во многом определяющим и весьма интересным. Интриги добавлял и первый спецучасток, новинка для традиционного маршрута ралли. Дороги, расположенные к северу от Салоу составляют три скоростных участка средней протяженности, которые, естественно, за исключением первого, отлично знакомы всем пилотам. Отсутствие протяженных спецучастков позволит пилотам сохранять шины в рабочем состоянии гораздо дольше.
СУ1/СУ4 Ла Муссара (20.48 км)
Пилотам предстояло уходить в бой по обновленному маршруту. Условно участок можно поделить на три чести. На первом пилоты поднимаются в гору по недавно уложенному асфальту. Крутые повороты и шпильки сменяются всё более скоростными и узкими дорожками. На восьмом километре экипажи, наконец, выбираются на более-менее равнинную местность, где им предстоит продемонстрировать скоростные характеристики своих машин. Третья часть участка представляет собой спуск к финишу. Во многом определяющий аспект – температура шин. Если сцепление существенно изменится после спуска, то на самом финише участка, в шпильках машина будет терять слишком много времени.
Лидер чемпионата, Себастьен Лоэб, без раскачки принялся за дело. Полторы секунды преимущества на первом же скоростном участке над ближайшим конкурентом, коим прогнозируемо оказался его коллега по команде, Дани Сордо, который после финиша участка жаловался, что ему помешало слепящее солнце. Главный соперник Лоэба в чемпионате, финн Микко Хирвонен из “Форда“ финишировал с четвёртым временем, но темп свой охарактеризовал буквально “ужасающим“. Примечательно, что большинство пилотов выбрали жёсткий тип шин “Пирелли“, которые довольно долго прогревались, и на старте машина вела себя нервно. Но ближе к финишу жёсткие шины обеспечивали более уверенное сцепление с дорогой. А вот в “Субару“ предпочли мягкие шины, но особых выгод из этого не извлекли. Из происшествий стоит отметить аварию Урмо Аавы, серьезно приложившегося левой стороной машины о барьер, и разворот Тони Гардемайстера в 500 метрах перед финишной чертой.
СУ2 / СУ5 Куэроль (21.26 км)
Пилоты возвращаются на знакомые дороги. Правда, первые 4 километра разбитого асфальта организаторы заменили новым, с отличными сцепными свойствами. Дороги здесь очень напоминают автодром. Снова множественные жёсткие торможения перед медленными поворотами на старте и высокоскоростные переливы из поворота в поворот ближе к финишу. Часто приходится жертвовать безупречным прохождением первого поворота, чтобы максимально эффективно ускориться из второго. А это уже чисто шоссейно-кольцевой приём.
Здесь Себастьен, по собственному признанию, мчался на пределе. Возможно, своё слово сказали и шины, которые прогревались гораздо быстрее, чем на первом спецучастке. Дани Сордо сказал, что не чувствовал машину настолько хорошо, чтобы выдерживать темп коллеги по “Ситроену“. Микко Хирвонен немного поднял свой темп и опередил Франсуа Дюваля в борьбе за третье место, но о борьбе за победу оставалось только мечтать: “Он (Лоэб) уходит в отрыв. Этот СУ нам удался лучше первого, и я не думаю, что мог бы ехать ещё быстрее. Но, глядя на наше время, остаётся заключить, что этого не достаточно“.
Первым сошедшим в ралли стал шведский пилот “Сузуки“ Пер-Гуннар Андерссон. Он не рассчитал скорость в одном из поворотов и соскользнул в канаву. К сожалению, поблизости не оказалось зрителей, которые в таких случаях помогают экипажу выбраться на дорогу.
СУ3/СУ6 Эль Монтмелл (24.14 км)
Один их самых живописных спецучастков всего ралли, классика Каталонии. Дороги здесь не слишком ровные, местами трясёт немилосердно. Асфальт не очень абразивный, о чём беспокоился Малкольм Уилсон, так как “Фокусы“ не слишком уверенно себя чувствуют на таком покрытии. А вот пилоты “Ситроенов“ на торможениях могли не слишком беспокоиться и выигрывали не мало секунд. После весьма зрелищного 1,5-километрового участка, где пилоты идут “газ в пол“ расположено одно из самых знаменитых мест испанского ралли. Машины выбираются на довольно широкий участок дороги по пути на вершину горы. Далее следует популярный у зрителей крутой спуск. С близлежащих склонов удобно наблюдать, как машины спускаются к финишу по бесчисленным шпилькам.
На третьем СУ наметилось некоторое обострение борьбы. Конечно, “Форды“ к Лоэбу не подобрались, но Сордо уже приспособился к жестким шинам, да и Дюваль в коротком интервью заверил, что он вполне способен выдерживать темп лидера ралли. Лоэб, в свою очередь, отметил, что, хотя ему и удалось создать достаточный отрыв на втором СУ, но все знали, что на повторном проезде там будет гораздо больше гравия на трассе, а потому преимущество “Ситроена“ могло пошатнуться.
СУ4. Себастьен продолжил невозмутимо печатать победы на спецучастках. Пусть он для неофитов-зрителей рассказывает, что едет на пределе. На самом деле, он сейчас в своей стихии, и в мировом ралли сейчас просто нет пилота, который может что-либо противопоставить французу, находясь с ним в одинаковых условиях. Ему нравиться управлять автомобилем на асфальте. Тем более, дороги Испании больше всего подходят его “кольцевому“ стилю пилотирования. Сам Себастьен в своём интервью признался, что это ралли значительно отличается и от Германии, и от Корсики. Ну, а если человека всё устраивает на работе, так почему бы не увеличить производительность? Себ именно этим и занялся! Пускай на полотне заново пройденного первого спецучастка гравий, француз проходит его быстрее, чем с утра по чистой трассе!
Главный конкурент в чемпионате, Микко Хирвонен проиграл при новом прохождении СУ на четыре секунды меньше, чем с утра. И после этого финн признался, что очень доволен, похвалив своих кудесников-механиков. Это к разговору о раскладе сил на асфальте. Кто тут уже будет обращать внимание на то, что Франсуа Дюваль жалуется на недостаточную поворачиваемость? Не до жиру…
СУ5 Себастьен был медленнее, чем с утра. И чем это объясняется? Да просто температура днём выше, и плотность воздуха меньше – двигателю не хватает лошадиных сил. Или Вы усомнились в Лоэбе? У него-то как раз лошадиных сил предостаточно. Всё, что могут противопоставить Хирвонен с Дювалем – делёж третьего места в более чем двадцати секундах позади главного асфальтового специалиста. Оживились и в “Субару“. Только под вечер экипажи решились поставить жёсткий тип шин, и это сразу же принесло свои плоды. Крис Аткинсон, несмотря на разреженную вечернюю атмосферу, снял десять секунд с утреннего времени. Лучше поздно, чем никогда. У “Сузуки“ дела совсем не клеились. Тони Гардемайстера угораздило схватить прокол прямо посредине спецучастка, и изрядный кусок скоростных дорог пришлось покорять на охромевшей машине – 18 место в итоге. В восьмёрке по итогам дня расположились также Петер Сольберг, Урмо Аава, Яри-Матти Латвала и Крис Аткинсон.
В молодёжном чемпионате мира также вне конкуренции был “Ситроен“. 47 секунд отрыва от ближайшего преследователя – более чем комфортное преимущество для главного претендента на титул, Себастьена Ожье : “Днём не было проблем. Вообще. В поворотах, конечно, много гравия, но это ралли. Иногда приходится выезжать за пределы дорожного полотна, чтобы гарантировать уверенное прохождение следующего поворота. Так можно заработать прокол, но иначе не получается. Я постараюсь избежать ненужного риска в дальнейшем”.
Второй день ралли Испания приготовил экипажам не менее трудные задания. Дороги стали ещё более скоростными, а сцепления на них не прибавилось. 127 километров спецучастков в горах, поблизости старинного поселения Террагона, что к северу от Салоу, должны были внести значительную долю ясности в протоколы ралли. Участникам ралли предстояло добраться до национального парка Монтсант и вернуться к своим механикам, срезав путь по улицам Монтбланка. В субботу экипажей ожидал самый протяжённый спецучасток всего ралли, 38-километровый Эль Приорат – Ла Рибера Д’Эрбе. Погода, как и в пятницу, была терпимой. Довольно прохладно, но сухо и солнечно. Из-за значительного перепада высот экипажам приходилось учитывать и разницу температур – в парке сервиса в Порт Авентура было 11 тепла, а в горах, на высоте 575 метров над уровнем моря, только плюс 4.
На СУ7 произошло знаменательное событие. Франсуа Дювалю, наконец, удалось разбить стройные ряды “Ситроена“ на финишах скоростных участков – второе время. Именно на этой секции пилотам пришлось искать компромисс между скоростью и сохранностью покрышек. Тяжелее всех, конечно, пришлось лидеру, Себастьену Лоэбу, ведь, он не мог ориентироваться по временам своих преследователей и ехал скорее “по ощущениям“: “Я не выжимал из машины максимум, не резал повороты. Было трудно выдерживать компромисс между скоростью и сохранностью шин. Я ехал так, как считал нужным“. Дюваль финишировал с двухсекундным отставанием. Сордо жаловался на нервное поведение машины на холодных шинах. В борьбе за седьмое место Аткинсон опередил Латвалу, скорее всего из-за неверного выбора слишком мягких пружин финном.
Девятый СУ и девятая победа Лоэба за эти выходные: “С утра всё шло замечательно. На седьмом спецучастке я сэкономил шины и на двух следующих мог атаковать по полной программе. Машина отлично настроена, баланс великолепный, никаких проблем“. Несмотря на принципиальное сражение с Дювалем, Сордо не оставлял надежд выиграть домашнее ралли: “Я не собираюсь биться только за второе место. Конечно, удержать за собой Франсуа – главная задача“. Впечатления пилотов “Форда Фокуса“ спецификации 2008 года не были радужными. На асфальте Дювалю и Хирвонену трудно удержаться в темпе “Ситроенов“. Лишь ближе к финишу второго дня подопечным Малкольма Уилсона удалось нащупать ритм.
Позади лидеров было немного повеселее. Разгоралось сражение за пятое место. Эстонец Урмо Аава, пилотирующий частный “Ситроен“, наступал на пятки Петеру Сольбергу. Совсем горячо было в борьбе Аткинсона и Латвалы – четыре десятых секунды! Финн уповал, что жёсткие пружины, наконец, помогут ему выйти на седьмое место, в то время, как Крис жаловался на неуверенное поведение своей “Субару“ на грязном асфальте.
Перед стартом 10 СУ Микко Хирвонен серьёзно поработал с настройками своего “Форда“: “Сегодня (в субботу) машина ведёт себя лучше, чем вчера. Но всё равно, нужно искать оптимальные настройки. В длинных поворотах остро чувствуется недостаточная поворачиваемость, а поворотов этих тут предостаточно. Мы внесли пару изменений прошлым вечером. В некоторых поворотах машина совсем не слушается руля, но, всё же, я думаю, мы на верном пути. Давненько мне не приходилось так напряжённо работать с настройками. Обычно, я ничего кардинально не меняю до самого финиша ралли“. Финн добавил, что большинство проблем связано именно с гладким и скользким испанским асфальтом, подчеркнув, что на Корсике всё будет совсем иначе.
Работа над настройками принесла свои плоды незамедлительно. На СУ10 Хирвонен стал лучшим. Правда, кардинально ситуацию в зачёте это не изменило – “Ситроены“ были в полутора секундах позади на финише. Набравший достаточно секунд преимущества Лоэб мог теперь спокойно контролировать ситуацию и не допускать излишнего риска. Взвинчивание темпа Хирвоненом заставило Сордо принять дополнительные меры в борьбе за вторую позицию: “Микко едет очень быстро, поэтому и мне приходится атаковать по максимуму. У меня там, в багажнике теперь два запасных колеса. Так, на всякий случай”. На этот момент Дани Сордо опережал ближайший экипаж “Форда“ на 36,4 секунды.
В “Субару“ сражались с частниками. Петер Сольберг признался: “Мы всё время ищем оптимальные настройки. Иногда нам удаётся прибавить, иногда, наоборот, к нам подбираются. В общем, до сих пор мы не в своей тарелке. “ Норвежец с трудом сдерживал эстонца Ааву, а Крис Аткинсон ценой невероятных усилий выиграл у преследовавшего его по пятам Латвалы еще три секунды за день. Ценой не меньших усилий Малкольм Уилсон признался в конце дня, что придётся, в крайнем случае, притормозить Дюваля. Но до последнего спецучастка Франсуа должен был по плану прессинговать экипажи “Ситроена“.
В юниорском чемпионате мира Ожье вместо лаврового венка получает баранку в общий зачёт – ошибка на последнем СУ дня, пробитый радиатор, сход. Всего за пять километров до финиша француза развернуло, и машина ударилась передком. Себастьен постарался починить радиатор, залил в него охлаждающей жидкости, но на перегоне “Ситроен Си2” окончательно испустил дух. Лидерство перешло к Мартину Прокопу, и экипаж удержал его до самого финиша.
День третий содержал в себе самые знаменитые спецучастки испанского ралли. Экипажи здесь ездят уже не первый год, и секретов в настройках и выборе шин нет. Большинство пилотов пытаются в воскресение попросту удержать отрывы от преследователей.
СУ13/СУ16 Риудеканиес (16.32 км)
Этап знаменит объездными дорожками, связанными с новым шоссе, где любят собираться зрители. Также здесь есть знаменитый спуск с Риудекаиес. Раньше здесь пилоты оптимистично резали повороты и выносили на дорогу большое количество песка и грязи. Три года назад организаторы наконец-то удосужились уложить крутые барьеры-поребрики.
Лоэб, как и ожидалось, никуда не торопился. “Я просто еду. Машина отличная, и мне просто нельзя совершать ошибок. “ Сордо также попросту ехал, чтобы сохранить второе место.
Франсуа Дювалю никто не мешал победить на спецучастке. В том числе, и коллега по “Форду“. Хирвонен занялся испытаниями новых шин. Комплект мягкой резины никуда не годился. В “Форде“ даже не ожидали, что они на этом эксперименте потеряют столько времени.
СУ14/СУ17 Санта Марина (26.51 км)
Санта Марина – типичный участок для Испании, изъезженный вдоль и поперёк. Сперва всё очень ровно, почти плоскогорно. Затем пилоты добираются до городка Пратдип, и начинаются нелогичные повороты на очень странном покрытии. Ближе к финишу полотно становится совсем скользким.
СУ15/СУ18 Ла Серра Д”Альмос (4.11 км)
Самый удивительный и ни на что не похожий этап. Асфальт здесь очень старый, но есть места, для того, чтобы хорошенько порезать трассу. Самое большое количество зрителей на всём протяжении ралли наблюдали за сражениями лучших раллийных экипажей на самом скользком асфальте, который можно придумать.
СУ отметился ожесточённым сражением Сольберга и Аавы за пятое место. Норвежец заверил, что едет за гранью разумного и режет везде, где только можно. Эстонец в свою очередь заметил: “Всё здорово. Скользкий асфальт вполне устраивает “Ситроен Си4, и я не испытываю особых проблем“. Хирвонен продолжал заниматься сбором полезнейшей информации по использованию мягкого типа “Пирелли“.
По итогам нового проезда по первому СУ воскресенья обе “Субару“ потеряли по одной позиции. Аава и Латвала опередили соответственно Сольберга и Аткинсона. Последний заметил: “Я не знаю, что он (Яри-Матти) там делал, но я догнать его не могу“. Лоэб был абсолютно спокоен: “ Я снял ногу с педали газа. Я, конечно, приглядываю за Дювалем, но не думаю, что сейчас это так важно. Ралли закончено“.
Как и ожидалось, на предпоследнем СУ пилоты “Форда“ поменялись местами. Ещё одна перестановка в позициях произошла после схода Урмо Аавы. Вот, что пилот сказал после финиша: “Я резал поворот слишком глубоко и повредил нижний рычаг подвески. Мы остановились и заменили его, но, кажется, там ещё что-то было повреждено. Я разочарован, так как целью было финишировать как можно выше“.
Себ, тем временем, бьёт рекорд за рекордом. Четвёртое подряд выигранное ралли Испания и 45 победа в чемпионате, девятая из двенадцати в этом году. “Я невероятно счастлив! – говорит Лоэб. – Отличное ралли, почти превосходное. Первые два дня мне пришлось упорно поработать, чтобы удержать Дани Сордо за собой. Наш дубль очень поможет команде в зачёте марок. “
3-5 Октября. Ралли Испания.
1 Себастьен Лоэб_____3:21:17.4
2 Даниэль Сордо____ _3:21:42.3 +24.9
3 Микко Хирвонен___ _3:22:19.9 +1:02.5
4 Франсуа Дюваль_____3:22:28.2 +1:10.8
5 Петер Сольберг_____3:24:44.8 +3:27.4
6 Яри-Матти Латвала__3:25:21.2 +4:03.8
7 Крис Аткинсон______3:25:22.3 +4:04.9
8 Андреас Миккельсен_3:26:37.0 +5:19.6
Личный зачёт
1 Лоэб________96
2 Хирвонен____84
3 Сордо_______59
4 Аткинсон____42
5 Латвала_____37
6 П.Сольберг__36
7 Х.Сольберг__22
8 Галли______17
Чемпионат производителей
1 Ситроен Тоталь_____159
2 БиПи Форд Абу Даби_132
3 Субару_____________80
4 Стробарт ВК________55
5 Мюнхи’с Форд_______22
6 Сузуки_____________20