Нюрбургринг 2008
- Подробности
- Категория: ДТМ
- 22.03.2012 16:14 Просмотров: 994
От третьего лица. Последняя победа Бернда Шнайдера.
Русские горки
Добро пожаловать на Айфельреннен! После серьезного удара Ауди в Зандфоорте Звездные Войны намерены были перехватить инициативу на своей домашней трассе. А Реннбаан, как называют аборигены Айфельское кольцо, располагает к упорной и плотной борьбе. Здесь почти нет скоростных изломов, большинство поворотов проходиться на второй-третьей передачах. Да и весового гандикапа ни у кого из крупных игроков не было. Дополнительное напряжение придавало строительство новой главной трибуны трассы, точнее, строительная пыль, которая в больших количествах оседала на асфальте. Солнце также постаралось на славу, и шины после нескольких кругов начинали потихоньку терять сцепные свойства.
Наметанный глаз без микроскопа может определить, что у заводских команд подход к распределению обязанностей пилотов несколько разнится. В Ауди Томчик, потерявший все шансы на титул, работает всю пятницу над гоночными настройками в ущерб квалификации. Двое претендентов ищут более тонкие настройки именно под свой стиль пилотирования. А вот в Мерседесе, пожалуй, обязанности распределились немного иначе. Мануэль Ройтер еще в Пятницу заметил, что Брюно Спанглер демонстрирует отменный темп, а Пол Ди Реста скорее всего работает над дождевыми настройками. Как известно, в дождь выгоднее сделать подвеску немного помягче. Из-за этой «несобранности» машину посуху на больших скоростях достаточно трудно удержать. Именно это и заметил опытный специалист.
Первая тестовая сессия словно по инерции из Голландии принесла успех Ауди. Лучший Мерседес (Джейми Грин) был в пяти десятых позади от быстрейшего времени. Но мы-то уже знаем, что в такой ситуации вешать нос и бубнить на счет того, что нас ждет унылое доминирование одной марки не стоит. Специалист советует обратить внимание на то, какие отрезки проводил тот или иной пилот на трассе. Вполне возможно, отставание Мерседеса обусловлено тем, что пилоты работали над гоночными настройками. Косвенно на это намекают и данные по проведенным на трассе кругам. Если среднестатистический пилот Ауди совершил за первую сессию 29 кругов, то его не менее среднестатистический соперник накрутил на пять кругов больше. Ближе к концу рабочей недели солнце принялось вкалывать, словно предупреждая нас о том, что возьмет отгул на ближайшие выходные и на работе будет появляться систематически, чтобы проверить, все ли в порядке. Двигатели, сидя на жарком пайке отказывались выдавать всю положенную мощность, а шины сдавались раньше времени.
В таких условиях расклад сил существенно изменился, и представители различных коллективов были перемешаны в итоговых протоколах довольно основательно. Наиболее впечатляющего прогресса по сравнению с первой сессией добился Ральф Шумахер. Немец снял со своего результата полторы секунды и заслуженно радовался шестому месту. Кстати, Девять машин с трехлучевой звездой успели проехать 375 зачетных кругов во время второй тестовой сессии, что на 80 больше, чем у конкурентов, обладающих одной «лишней» машиной.
Пилоты, надо сказать, не спешили делать какие либо выводы из пятничных результатов. Вполне возможно, кто-то и не показывал свою истинную скорость. Но такие плотные результаты готовили зрителей к тому, что в выходные противостояние будет впечатляющим. Нас ожидал остросюжетный детектив. Правда, немного телевизионный…
Телевизионный триллер
Наконец свершилось чудо! Долгие и безуспешные поиски дождя вполне ожидаемо закончились на Нюрбургринге при непосредственной помощи велосипедистов. Вообще, в регламенте четко прописано время начала квалификации, но тот же регламент не запрещает пару раз перенести это самое время куда-нибудь на субботний вечер, когда вероятность дождя самая высокая за всю неделю. Вот тут-то в самый раз пришлись труженики руля и педалей. Будем надеяться, никто из велосипедистов под действием тонизирующих препаратов на Елисейских Полях не заблудился, а медицинской комиссии не надоело изучать под микроскопом литры крови, и в следующем году можно будет воспользоваться этим великолепным марафоном, чтобы насладиться очередной вечерней квалификацией ДТМ.
Надо сказать, и до постройки Мерседес-Арены в первом повороте случались весьма горячие баталии. Не известно, о чем думал герр Тильке, когда следил за реконструкцией этой самой шиканы Кастрол. Теперь вся вода со стартовой прямой могучим потоком устремляется как раз по траектории в зону безопасности первого поворота. А уж под таким дождем, когда даже на четвертой передаче колеса иногда буксуют, от этого коварного места можно было ожидать самых неприятных сюрпризов. По большому счету именно эта шикана (опять же сила инерции, ведь, теперь это самая настоящая шпилька) и решила исход всей квалификации самым курьезным и взрывоопасным образом.
В то время, пока полузаводские Мерседесы под предводительством Великолепного Гэри штурмовали верхние строчки протоколов, вице-чемпион двух последних лет, пилот, в чьих способностях никто не сомневается, безуспешно рассекал воды Нюрбургринга. Брюно не устает после каждого этапа подсчитывать, сколько гонок осталось до конца чемпионата, и сколько очков еще в розыгрыше. Вот и на этот раз он логично предположил, что при самом благоприятном раскладе он сможет еще заработать целых 50 баллов. По такой логике лучше уж следующего сезона подождать – там, нетронутые, еще 110 очков дожидаются… Да, в прошлом году канадец единственным из Мерседесов пытался навязать борьбу Ауди, а на Зандфоорте спас честь серебряного мундира, финишировав пятым. Но, определенно, 26 Июля 2008 года не был его днем.
Вместе с пилотами, вышедшими во второй сегмент, небесная канцелярия также прибавила оборотов и задействовала скрытые резервы и мощности облаков. В от самый момент, когда пилотам нужно было увеличивать темп, полило как из ведра. Заводские Мерседесы значительно улучшить результаты успели, а вот из квартета Абта успел отличиться только Томчик, которому терять теперь нечего.
Интересно, о чем думал Майк Роккенфеллер, когда боком летел в отработанные покрышки в том самом злосчастном Кастроле? С уверенностью можно предположить. Что он в этот момент и представить не мог, что обеспечил себе таким хитрым маневром повторение лучшего квалификационного результата в ДТМ.
Сессия остановлена. Все тринадцать пилотов проходят в решающий третий сегмент. Маркус Винкельхок, сгорая от нетерпения стоит перед светофором на выезде из пит-лейн. К нему присоединяются еще несколько Мерседесов. Но зеленый и не думает загораться. И вдруг одну за другой машины закатывают в боксы. Что такое? Почему доктор Ульрих показывает в камеру промокший листок бумаги с результатами первого сегмента, а Норберт Хауг, нервно пощипывая подбородок, беседует с Герхардом Унгаром, главным инженером ХВА? Оказывается, принято решение остановить квалификацию, и выстроить решетку по итогам первого сегмента! Виной тому расплывчатые формулировки в спортивном регламенте. В случае остановки квалификации из-за непредвиденных обстоятельств, как то, ухудшение погодных условий, в зачет идут результаты завершившейся на данной момент части сессии. Первый сегмент был завершен вполне буднично. Но и второй сегмент на этот момент был завершен. Более того, пилоты уже выехали на третью часть сессии. Причиной остановки второго сегмента стал вылет автомобиля с трассы, а не ухудшение погодных условий. Так что, ситуацию можно было трактовать по-разному.
Если миролюбивый читатель уверен, прошлогодняя Барселона осталась позади, и разве что в кошмарах сниться Хаугу с Ульрихом, то нужно Вас расстроить. Послеквалификационный разговор двух предводителей со стороны ничем не отличался от тех испанских прений. Ситуация накалялась с каждой минутой. А что если Хауг сошлется на нечестную игру и решит не выводить свои машины завтра на старт? К счастью, Мерседесу уходить некуда, так как ДТМ, по существу, его спортивная площадка. Да и слишком хорошо Хауг с Ульрихом разбираются в этой закулисной борьбе и в разрешенных приемах. Так что, нас еще ждала третья часть остросюжетного фильма с лихо закрученным сюжетом.
Впечатления от третьего лица
А теперь неожиданный шаг. Для начала основательно затоваримся масштабными моделями гоночных автомобилей на бензозаправочной станции близ Деттингер Хохе, а потом перенесемся в воскресный вечер. Затихли над Реннбааном голоса четырехлитровых двигателей. Самые преданные фанаты, вымокшие до нитки, спешат домой, наперебой пересказывая друг другу острые моменты гонки. Фотографы сортируют на ноутбуках лучшие снимки. Самые консервативные фотолюбители бегут проявлять ценную пленку. В пресс-центре шумят клавиатуры – вести с Кольца разносятся в самые удаленные уголки Света. А мы с вами выберем место потише. Стотысячный Кобленц подходит как нельзя лучше. Побродив по городу, пройдем под мостом Пфаффендорфер-Брюкке и остановимся на набережной Конрад-Аденауэр-Уфер.
Кто лучше самих участников гонки может рассказать о перипетиях борьбы на трассе? Представим, что герои этапа ДТМ на Нюрбургринге решили перед летними каникулами совершить прогулку по Рейнской променаде и поделиться друг с другом впечатлениями. Вот появляются первые участники обсуждения.
– Том поступил просто по-свински! – не сдерживает эмоций Маро Энгель. – Весь прогревочный круг он ехал на первой передаче! Мотор не выдержал такого издевательства, и я заглох в первом повороте.
– Да, это был самый медленный прогревочный круг в моей жизни, – поддерживает товарища по «Мерседесу» Матиас Лауда. – Я и шины с тормозами не успел прогреть.
– Тебе еще повезло финишировать. Я надолго застрял за той пилотессой из «Ауди», а когда решил обогнать ее в последнем повороте, она выдавила меня прямо на стену боксенгассе! В итоге мы оба застряли в гравийной ловушке.
– Конечно, я финишировал, но надеялся на большее. Машина держала дорогу отлично, и, если бы дождь не пошел в конце, я мог бы рассчитывать на очки. Кстати, я не могу понять ребят из «Ауди». Перед стартом было сухо. Так зачем они выбрали дождевые шины? В крайнем случае, если они решили рискнуть, почему бы не оставить хотя бы две машины на сликах?
Маро недоуменно пожал плечами. Совсем другие мысли его сейчас одолевают. У него нет ни громкой фамилии, как у его собеседника, ни заработанных очков. Что будет в следующем году? Где он будет выступать?...
Касаемо Кристенсена, ему ничего другого и не оставалось на прогревочном круге. Сухая трасса – медленная смерть для любой дождевой гоночной шины. К тому же датчанин прекрасно понимал, что первыми за «правильной» резиной поедут претенденты на чемпионство, а ему вместе с Томчиком предстоит страдать на трассе лишний круг.
– Теперь у меня 22 пункта до первого места, – разочарованно констатирует Мартин. – Естественно, при случае я поборюсь за победу.
Но, Том, ты же меня знаешь, я не бросаю на произвол судьбы моих товарищей по команде при таких раскладах в чемпионате, – с решимостью заявил немец. На другом берегу Рейна послышался мерный перестук колес ночного экспресса. В последнем вагоне этого поезда лежит чемпионский кубок для Мартина…
Вот из предрассветного мрака появляются еще три пилота. Двое оживленно жестикулируют и со смехом похлопывают друг друга по спине, третий держится немного в стороне. А как бы вы распределили роли в этом скетче для Экстрема, Паффетта и Шайдера?
– Согласись, когда пошел дождь, я допустил пару ошибок, только поэтому ты приблизился на дистанцию атаки! Но дуэль-то получилась на загляденье, как в старые добрые времена!
– Да, ты ехал немного консервативно в дождь. Сама борьба была корректна.
– Ну, так после стольких лет мы уже знаем, что можно на трассе, а что нет! Были, конечно, контакты, но все было в рамках правил. Без борьбы никуда, это же автоспорт!
– Пожалуй, тогда в повороте ты был слишком оптимистичен на торможении и оперся о мой автомобиль, но все было в пределах правил. Я ничего другого и не ожидал. Мне нравится бороться с тобой на трассе!
– Вот тут я не соглашусь, – прерывает диалог третий пилот. – В прошлом году целый месяц трубили про мою излишнюю жесткость в поединке со Спанглером в Зандфоорте. А я тогда всего лишь пододвинул его немного в Водафоне. Я ведь уже обогнал тебя, когда ты уткнулся мне в корму! После этого машиной было невозможно управлять! Мы разрабатывали аэродинамику автомобиля не для того, чтобы разбрасывать обломки кузова по трассе! Я вкалывал не покладая рук, и в итоге только пятое место. Хотя, с четырьмя остановками, этот этап выдался определенно запоминающимся, – немного успокоившись, добавляет немец. – Кстати, я совсем не хотел заезжать за несколько кругов до финиша за дождевыми шинами.
Конечно, на капитанском мостике «Ауди» решили на этот раз подстраховаться. При самом неблагоприятном раскладе они рисковали только одним охотником за чемпионской короной. Сильный ливень мог смыть Эки с трассы, а прекращение каких-либо осадков серьезно осложнило бы жизнь Шайдеру. Но для доктора Ульриха на этот раз все обошлось. Наверху решили, что приключений на его седеющую голову хватило еще на старте.
А что скажут про различные стратегии экс-пилоты Ф-1?
– У меня было уже два шанса заработать первые очки, – говорит довольный Ральф Шумахер. – В первый раз нам немного не повезло, но сегодня мы заслужили это. Может быть, – понизив голос, продолжает немецкий пилот, – для кого-то единственным шансом зацепить очки было решение остаться на сликах. Но я уверен, это было бы глупо. Мы абсолютно правильно сделали, перейдя на дождевые шины.
– А вот у меня были проблемы на подсыхающей трассе, – поддерживает разговор Маркус Винкельхок. – Я вылетел в первом повороте из-за того, что перемудрил с балансом тормозов. Но на дождевой резине машина вела себя просто великолепно, даже еще лучше, чем в квалификации!
Не стоит забывать, что кроме выбора покрышек различались и настройки автомобилей. Возможно, кто-то выбрал «сухие» настройки в надежде на солнечный июльский вечер.
«Мне бы ваши проблемы…» – подумал Кристиан Альберс и заметил:
– Старт у меня был отличным, но по ходу гонки было невозможно добиться чего-то. Мы достигли потолка для нашей машины. Кстати, Ральф, а что там со стартами? – улыбается голландец.
– Все лучше и лучше, – бодро парирует Шумахер, – мы используем все возможные тренировки, которые есть в расписании заездов для того, чтобы отработать стартовые процедуры. На машине Ф-1 достаточно нажать кнопку, здесь мне этого не хватает. Очень трудно скоординировать действия – отпустить тормоз, держать газ, подводить сцепление. К тому же нужно следить за температурой фрикционных накладок сцепления, чтобы оно не схватило раньше времени. – Тут Ральф не удержался от ответной колкости: – С тех мест, где мы с тобой обычно стартуем, довольно непросто уйти целым из первого поворота, а?
А вот понуро бредут молодые пилоты «Ауди».
– Мы решили стартовать на сликах, ведь терять было нечего, – рассказывает Оливер Джарвис. – И риск полностью оправдался. До последних кругов гонки я шел на грани очковой зоны, но потом случился этот дождь и заминка на пит-стопе.
– А вот мне поставили дождевые шины, – досадует его коллега по «Фениксу» Алекс Према, – конечно, разделив риск между нами. Не повезло.
– Теперь-то мы знаем, что стартовать надо было на сликах, – сокрушается Майк Роккенфеллер. – Мы слышали от метеорологов доктора Ульриха, что сразу после старта пройдет сильный дождь. Мы ждали его кругов пять. Мне безумно жаль механиков, отремонтировавших машину за ночь. Они-то заслужили зачетные баллы на финише этой гонки.
На примере «Феникса» видно, что можно было вполне разделить риск между машинами. Можно сказать, доктор Ульрих решил сыграть по-крупному и сел в большую лужу. Но повременим с размышлениями, ведь к нам приближаются триумфаторы этапа, трио ХВА.
– Моросило всю гонку, – сообщает Джейми Грин, – эти капли на ветровом стекле постоянно держали в напряжении, напоминая о возможном внезапном ливне. Легко было допустить ошибку в таких погодных условиях. Под конец все-таки пошел дождь, и я с трудом удерживал машину на трассе.
– Вот именно поэтому в конце мы и решились перейти на дождевые шины. Когда на кону чемпионат, нужно исключить любой риск, – философствует Пол Ди Реста (Не слишком ли рано становиться профессором, Пол?). – Конечно, первое место было упущено на заминке с заменой одного из колес. Но механики тоже люди, всем свойственно ошибаться.
– Да, что и говорить, нужно было ставить правильные шины. Нужно поблагодарить моего инженера, Маркуса Рериха. Он убедил меня стартовать именно на сликах. На остановках механики сработали отлично, машина была настроена превосходно, – светится счастьем обычно флегматичный Бернд Шнайдер. Немного подумав, немец спрашивает у коллег: – Слушайте, ведь и пилот сегодня был неплох, а?... Помню, в 1996, в Сан-Паулу, лил сильнейший дождь, а наш главный инженер зазвал нас за сликами…
Наконец к нам подходят Норберт Хауг и доктор Вольфганг Ульрих.
– Согласитесь, доктор Ульрих, такая гонка пошла на пользу серии.
– Абсолютно верно, герр Хауг. Пусть результат для нас далеко не оптимальный, но я рад, что зрители стали свидетелями этой захватывающей гонки.
– Но когда ваши ребята перед стартом подъехали к боксам, я подумал: начинается все неплохо.
– Да уж, как говорят лыжники, в мазь не попали…
«Да вы решили в гигантском слаломе на водных лыжах участвовать» – наверняка подумал быстрый на выпады в сторону «Ауди» Брюно Спанглер.
А вот Сьюзи Стоддарт вполне возможно пришла в голову такая мысль: «Интересно, кто-нибудь сейчас вспомнит, что он не немец, а австриец?».
Доктор Ульрих продолжает:
– Мы полностью положились на прогноз метеорологов, с которыми сотрудничаем очень давно. Но на прогревочном круге нам сообщили, что дождь обходит трассу стороной. Естественно, мы незамедлительно зазвали обе наши главные машины на смену резины.
– Со своей стороны, не могу не отметить наших пилотов. Бернд был превосходен, он снова напомнил всем нам, что может выигрывать гонки. Гэри всю гонку держал невероятный для прошлогодней техники темп, ну и «ученик ДТМ», Ральф Шумахер, заработал сегодня первый балл. Конечно, ключом к успеху был выбор правильных шин, но не стоит забывать, что этим ключом надо было еще воспользоваться. Все было в руках наших пилотов на трассе.
– Я, с вашего позволения, взгляну более глобально. После этой гонки отрыв лучшего вашего пилота от Тимо сократился только на одно очко. К тому же на следующем этапе наши машины будут легче, – подлил дегтя доктор Ульрих, а про себя еще подумал: «В данный момент позиции Мартина и Тома в чемпионате не впечатляют, но важно, что у меня есть четыре равноценных пилота, которые могут отнять очки у "Мерседеса" в любом случае».
– Да уж, лишние 10 килограмм в наших заводских машинах нам вряд ли помогут. Но беспокоиться пока что рано. Чемпионат непредсказуем. Мы вряд ли могли предположить перед стартом сезона, что на этой стадии у нас будет несколько претендентов на чемпионство.
Доктор Ульрих похлопал соперника по плечу. Парадоксально, но субботний дождь чуть было не помог разгореться Барселонскому костру с новой силой. Но сейчас все снова вошло в мерное русло честной спортивной борьбы.
Все главные герои стоят на набережной, глядя в тихие воды Рейна, несущие последние капли дождя с Айфеля. Над Рейнланд-Пфальцем занимается заря нового дня. Великолепный, напряженный, захватывающий этап остался в прошлом, на трассе, где особенно ощущается присутствие духа старого ДТМ и ДРМ. Читатель, задержи в глазах ностальгическую слезу. Впереди нас ждут не менее превосходные этапы и непредсказуемый ход борьбы. Мы с вами знаем, в чем дело. Это же ДТМ!
ПС Как я уже отмечал, после таких гонок очень трудно привести мысли в порядок и выдать что-нибудь действительно интересное. По сему, огромное спасибо Александру Кречетову за идею, касательно третьей части статьи, и Vask'е за беспощадную борьбу с моими пунктуационными ошибками и приведением текста в удобочитаемый вид! Большое СПАСИБО!!!