Прощальная гастроль Маэстро
- Подробности
- Категория: ДТМ
- 24.10.2008 22:14 Просмотров: 596
Удивительно, как быстро летит время. Совсем недавно любители автоспорта отсчитывали дни перед стартом очередного сезона, гадали, кто будет в этом году бороться за титул, с напряжением следили за первыми открытыми тестовыми сессиями. НАо на дворе уже осень, которую всегда встречают со смешаными чувствами. С одной стороны, мы можем подвести окончательные итоги сезона, с другой, нам предстоит с чем-то навсегда попрощаться. На этот раз, с целой эрой в истории ДТМ...
Население маленького городка Хоккенхайм, расположенного в районе Рейн-Некар-Крайс земли Баден-Вюртемберг, что на самом юго-западе Германии, насчитывает немногим более 20000 человек. Однако, географическое название это будоражит умы поклонников автоспорта далеко за пределами Федеративной Республики. Здесь, под сенью Шварцвальда, между Дунаем и Рейном расположена одна из старейших и легендарных трасс Европы – Хоккенхаймринг. Именно Хоккенхайм считается колыбелью ДТМ. Не случайно здесь по традиции проводится два этапа за сезон. Правда, раньше на ряду с коротким кольцом использовалось и длинное, с безумно скоростными участками в сени деревьев Чёрного Леса.
Именно здесь в очередной раз решится судьба титула ДТМ. Как и в прошлом году главных конкурентов разделяют всего два балла. Но кто бы мог предположить перед стартом сезона, что этими конкурентами будут Тимо Шайдер и Пол Ди Реста? Маттиас Экстрём завоевал больше всех побед в сезоне, но не был стабилен. Брюно Спанглер вообще проводит самый невразумительный сезон в ДТМ. Бывший второй номер и новичок заводской команды не смогли бы найти лучшего времени, чтобы умыкнуть титул у признанных фаворитов.
Итак, между ними всего два балла, и на счету у них по две победы. Таким образом, победа в гонке гарантирует чемпионство и Тимо, и Полу. Самый невероятный расклад, конечно, - второе место для Ди Ресты и третье для Шайдера, ведь, в этом случае при равенстве зачётных баллов будут считать количество вторых мест на этапах. И тогда побеждает Ди Реста (пять вторых мест против четырёх у Шайдера). Тимо для завоевания титула достаточно опередить Пола. Или финишировать вслед за ним, начиная с третьего места для шотландца.
Можно задаться немного философским вопросом, кому этот титул нужнее. Пол Ди Реста, скорее всего, после этого сезона перейдёт в серию ГП2. Лишний титул ему не помешает, но, как он признался в своём интервью, он не расстроится, если проиграет, ведь, для него сейчас главное – попасть в Ф-1. Правда, с прессой шотландец разговаривал ещё до феерической гонки во Франции, когда шансы его на титул были довольно призрачные.
С Тимо всё серьёзнее. Он не скрывает, что чемпионство ДТМ – его мечта. Кроме того, у Шайдера нет возрастного гандикапа по сравнению с Ди Рестой. В случае поражения он может скатиться обратно на почётное звание разносчика снарядов. Естественно, с психологической точки зрения второй упущенный титул может окончательно испортить его карьеру. В 2005 он уже проиграл почти заработанное чемпионское звание в ФИА ГТ. На руку Тимо может сыграть небольшое преимущество “Ауди” на Хоккенхайме, наметившееся в последние годы. Да и с весом у Ингольдштадта проблем нет:
“Ауди Р14”____________1050 кг
“Мерседес Ц-класс 08”__1050 кг
“Ауди Р13”____________1045 кг
“Мерседес Ц-класс 07”__1035 кг
“Ауди Р12 плюс”_______1020 кг
Для полноты ощущений и полного представления панорамы грядущей битвы, обратимся к истории трассы, арены сражения за “майстершафт”. После закрытия трассы Вильдпарк в Карлсруэ главным испытательным полигоном для Мерседеса и Ауто-Юниона стал именно Хоккенхайм, построенный в 1932. В то время он, конечно, имел немного другие очертания и протяженность более восьми километров. Две длинные прямые соединялись пологим «восточным» поворотом с одной стороны и шпилькой с другой. До 1947 года автодром именовался Курпфальц и к моменту начала реконструкции в 1965 принимал в основном мотогонки. После введения в строй автобана А6, который пересекал трассу, автодром пришлось реконструировать. Так появился Хоккенхаймринг, каким его помнят большинство болельщиков. С длинными сверхскоростными прямыми в Шварцвальде и хитрой рулежной секцией на Мотодроме. Официальной причиной реконструкции 2002 года называли большие затраты на содержание протяженного кольца. Согласитесь, в наш век рекламы, бесконечной погони за прибылью и разнообразными шоу приходят на ум совершенно другие мысли по поводу компактности нового автодрома. Да, Герман Тильке постарался сделать конфигурацию трассы наиболее выигрышной с точки зрения обгонов и плотных результатов на финише. Но дух настоящей спортивной борьбы остался там, за высокими трибунами “Мерседес-Арены”, в самом сердце Черного Леса…
Прохватить кружок по-новому Хоккенхайму нас приглашает Бернд Шнайдер. Разгоняемся по короткой стартовой прямой и ныряем в первый правый “Нордкурве”. Перестроенный поворот вводит пилотов в соблазн не церемониться с акселератором. Широченные зоны безопасности позволяют безболезненно для автомобиля уходить с полотна трассы, чем абсолютно все пилоты и пользуются. Хитрость здесь в том, чтобы удержать скачущий по поребрику автомобиль и завернуть его еще немного правее. Трасса здесь имеет небольшой излом, и переборщив на огромной скорости с манипуляциями рулем запросто можно окончить гонку в стене, которая проносится совсем рядом с правым бортом автомобиля. Набираем скорость перед поворотом с незамысловатым названием “Айнфарт Гешвиндигекайтскурве” (“Вход в высокоскоростной поворот”). Чтобы зарубежные комментаторы не ломали язык, длинную пологую левую кривую за этим широким 90-градусным поворотом назвали “Параболикой”.
Это одно из ключевых мест всей трассы. Небольшая заминка на разгоне, и Ваша скорость будет значительно ниже показателей соперников в конце кривой. Именно в этом месте в начале прошлого сезона произошла одна из самых серьёзных аварий за историю нового ДТМ. На первом круге, когда машины едут плотной толпой, соперники вытеснили на обочину Тома Кристенсена. Его “Ауди” развернуло поперек трассы, и ее протаранили две других машины, набравшие к тому моменту скорость под 160 км/ч. Датчанину крупно повезло – обычно удар в водительскую дверь на таких скоростях заканчивается фатально. Но высочайший уровень пассивной безопасности машин серии ДТМ помог избежать трагедии. Возможно, Тома спасла и своеобразная компоновка силуэта “Ауди”, когда сиденье водителя располагается ближе к продольной оси кузова. Конечно, помог и монокок, в котором устанавливается кресло пилота. Сам удар, кстати, вышел не точечным, а распределённым, что также спасло Тома – в его машину врезалась не только “Ауди” Алекса Према, но и почти одновременно “Мерседес” Сьюзи Стоддарт. Так что, Тому после такой аварии удалось даже поучаствовать в 24 часах Ле-Мана. Правда, пилоту в напоминание о том инциденте остались головные боли, обостряющиеся от шума мотора в салоне.
Вернёмся в “Параболику”. Скорость приближается к 270 км/ч, когда начинается жесткое торможение перед самым медленным поворотом всей трассы, шпилькой “Шпицкере”. Это идеальное место для обгона. Здесь можно банально перетормозить менее опытного соперника, можно перекрестить траектории на выходе, а можно и на входе, что блестяще продемонстрировал Бруно Спенглер в заключительной гонке сезона 2007. Сама шпилька также таит в себе, а точнее в яме около полотна, угрозу, что на собственном примере прочувствовал Гари Паффетт в той же гонке. Он слишком увлекся ездой за пределами трассы, а когда решил вернуться на дорогу, его автомобиль попал в эту самую яму и буквально взлетел на несколько сантиметров в воздух. Но Бернд не допускает никаких ошибок – двадцать с лишним лет он выводит автомобили ДТМ на эту трассу.
Мы подъезжаем к очередному творению Тильке – “Мерседес-Арене”. Этот участок очень похож на последующий “Мобилкурве-Закскурве”. Но в первом правом изломе тормозить не требуется, а вот перед самой Ареной лучше начать торможение пораньше. И наоборот, перед “Мобилкурве” лучше сбросить газ, иначе сила инерции выкинет автомобиль на траву. Мы въезжаем на Мотодром, где каждый пилот чувствует себя, как на огромном стадионе, чаша трибун которого переполнена, особенно на финале сезона. “Закскурве” – левый профилированный поворот, выводит на связку поворотов, где машину кидает из стороны в сторону, и нужно постоянно набирать скорость. Разгоняемся перед “Зюдкурве”, снова выходим широко из поворота, цепляем обочину, и перед нами уже финишная прямая. Стоит отметить, что на финише этапа всех ожидает великолепное пиротехническое шоу, когда параллельно несущемуся на огромной скорости автомобилю победителя взмывают ввысь снопы искр салюта.
Бернд смотрит на секундомер. Мы, конечно, не смогли побить рекорд 1.34.104 минуты, который установил на первой гонке этого сезона Пол Ди Реста, неотягощенный любопытными пассажирами на борту. “Ну, вот и всё”, - произносит пятикратный чемпион ДТМ.
Да, действительно. Вот и всё. Закончилась эра, возможно, золотая эра ДТМ. Бернд Шнайдер объявил о своём решении повесть шлем на гвоздь. Многие надеялись, что этого не случиться, что немец останется на год-другой. Но нет. Последний пилот, выступавший в старом ДТМ, уходит на покой. Его ставят в один ряд с Клаусом Людвигом и Гансом-Йохимом Штуком, а он скромно улыбается и скрывается в тени гаража, чтобы ещё раз обсудить с инженером тонкости настройки подвески под эту трассу.
Бернд очень не любит, когда его сравнивают с Михаэлем Шумахером. Тот и другой завоевали по семь титулов – Бернд чемпион ДТМ 1995, 2000, 2001, 2003, 2006 сезонов, победитель Международного чемпионата на базе ДТМ в 1995, чемпион ФИА ГТ 1997 года. Может быть, даже к лучшему, что авантюрный проект Эриха Цаковски в Ф-1 провалился, и Шнайдеру через спортивные машины пришлось возвращаться в ДТМ. Здесь его дом, где нет того ожесточения и “профессионализма” больших призов. Да, на трассе они очень жёсткие, неуступчивые, за что их и любят. Но после гонки никто не запрещает им собраться дружной компанией и обсудить прошедший этап. Шнайдер пилот жёсткий, но ни один болельщик не может его упрекнуть каким-либо зазорным инцидентом в гонке. Если он идёт борт в борт с кем-то, то оба играют по одним правилам, жёстким, но справедливым.
Да, он уходит. Он уходит и забирает с собой последнее напоминание о днях, когда на старт выходило 30 машин, “Альфа Ромео” побеждала в Зелёном Аду, поединках на “Флюгплатцреннен”. Теперь ему предстоит передать знамя лучшего немецкого пилота тому, с кем ещё недавно сражался. Но кто может полноценно заменить сейчас Бернда? Тимо Шайдер, также выступавший в ФИА ГТ и борющийся за титул в ДТМ? Маркус Винкельхок, находящийся в тени заводских пилотов, но обладающий не только фамилией, но и нереализованным потенциалом? На всё это ответит сезон 2009.
А сейчас очередной виток истории оставил за бортом не только ещё одного пилота, но и целую эру. С нами остался, правда, Норберт Хауг. Но он уже не тот усатый весельчак, чуть было не сломавший капитанский мостик радостными плясками, когда Бернд завоевал свой первый титул. Многое уже не то…