Race-tech.ru

Race-tech.ru

Вы здесь: Главная Новости Ралли «Дакар» 2025. Предисловие.

Ралли

«Дакар» 2025. Предисловие.

ford-raptor-2024Более основательный текст планировался к выпуску в журнале, но пока что только так. По технике будем добивать соответствующий раздел на сайте.

С 2009 года «Дакар» - просто екламная вывеска, потому что после неких террористических угроз в 2008 пришлось отменять изначальный ралли-рейд, и теперь по старому маршруту катаются лишь самые отъявленные энтузиасты (автомобильные), а заводчане предпочитают рекламный продукт. После периода покорения высокогорий Южной Америки продукт этот вернулся ближе к истокам. Владельцев торговой марки перекупили саудовские шейхи, и теперь, уже в шестой раз «Дакар» (ТМ) караван уходит в арабскую ночь.

Дабы добавить специй в блюдо марафона, организаторы из года в год вводят какие-то новые элементы спортивного регламента. Для соревнований 2025 года директор Давид Кастера разработал маршрут, сочетающий старые дороги с некоторыми серьезными нововведениями. Снова будет «48-часовой» этап с остановкой на ночлег в палатках посреди пустыни. Но в наличии еще много этапов, на которых автомобили, мотоциклы и грузовики будут следовать по разным маршрутам: выбор мотивирован соображениями безопасности, поскольку, если автомобили и стартуют после мотоциклов, двухколесная братия часто финиширует поздно ночью. Это решение вносит существенное отличие по сравнению с прошлым, поскольку на сорока пяти процентах гоночного маршрута автомобили больше не смогут следовать по следам мотоциклов, поэтому роль штурмана, его способность максимально быстро находить оптимальный маршрут между одной точками пути станет еще более важной, чем в прошлом. «Дакар» готов стать снова не гонкой на скорость, а соревнованием на тактику и хитрость.

Судя по всему, уже первые дни способны мощно проредить список участников. Единственная хорошая новость для участников заключается в том, что марафонский этап теперь будет проходить не в «Пустом квартале», а к северу от точки старта рейда, где дюны не такие сложные для преодоления. Впрочем, на этот вариант рельефа местности придется минимум 100 км в день, а общая протяженность этапа составит почти 1000 км.

В остальном, участникам придется особое внимание уделять состоянию дорожного покрытия, потому что маршрут проходит по местности с относительно активной вулканической деятельностью.
Первая неделя марафона отсеет многих, а еще одним серьезным испытанием станет начало второй: сначала каменистые участки, где легко потерять подвеску (привет «Даче Хантеру»), а потом – песчаные. «Пустой квартал» теперь будет в финальной части марафона, а финиш ознаменуется «масс-стартом» на 62 км.

Из технических особенностей – «баланс». Да, да. Он и до ралли-рейдов добрался. Теперь техника Т1+ будет оснащена новым измерителем крутящего момента, чтобы ни у кого из участников не было преимущества по тяговитости мотора. Говорят, в ФИА оценят эффективность этого узла в «Дакаре», прежде чем вешать его на привода машин ЧМ по ралли в 2027 году.

Систему непрерывного контроля момента начали испытывать еще в Марокко. Теперь определились со штрафами. До 5 нарушений за избыток крутящего момента штраф составит 10 секунд, что довольно незначительно по меркам «Дакара». От 6 до 10 нарушений штраф составит 30 секунд. А вот те, чей мотор будет выдавать момент свыше положенного лимита более 10 раз, получат уже 10-минутный штраф, который, существенно повлияет на конечный результат.

Так что, новые темы для обсуждений: ставка на штурманов и «баланс».

Мощно обновились и исходные данные участников. В «Тойоте» новые лица, у «Мини» - мотор, а «Дача» и «Форд» вообще дебютируют.

После успеха на Ралли Марокко с «Дачи» особый спрос. Леб в погоне за своим бедуином, а Аль-Аттия, несмотря на цирк прошлогоднего «Дакара», снова за рулем машины, созданной с участием «Продрайва» (привет подвеске). Собственно, от «Дачи» там кроме шильдика ничего нет. Более того, двигатель – в напоминание о союзе с «Ниссаном». Там 3-литровый V6 знаменитой серии VR, потому что сами французы, бьющие лбом перед розеткой, давным-давно ничего толкового в этом литраже сделать не могут.

Рекламщики заверяют, что от «Хантера» там почти ничего не осталось. Взять хотя бы расположение ветрового стекла и короткие свесы: все, чтобы хорошо ориентироваться при преодолении дюн (и снова дизайнерские штучки пошли в утиль, уступая место проверенным утилитарным решениям).

С другой стороны, такая компактность может сыграть злую шутку. Машину хоть и покрыли специальной краской, которая помогает тепло от солнечного света, внутри все довольно плотно упаковано, и нельзя исключать проблем с перегревом.

На «Форде Рапторе» поедет 62-летний Карлос Сайнс. Компанию ему составит Маттиас Экстрем, который заявил, что еще лет 15 карьеры готов посвятить «Дакару». Не забудем и про победителя «Дакара» Нани Рома, который тоже в составе «Форда».

Недавние фавориты из «Тойоты» обновляют состав. Потенциально чемпионская техника теперь не только в руках Аль-Раджи (у которого, как говорят, с настроем на гонку бывают проблемы), но и у молодежи в лице доминатора из класса «челленджер» Кинтеро и бразильца Мораеса, который уже побывал в тройке лучших в Т1+.

Свое слово готовы сказать и в «Икс-рейде» Свена Квандта, который к этому «Дакару» наступил на горло своей же песне и привез не дизельный, а бензиновый «Мини». Сравнительные испытания на Ралли Марокко показали, что такой вариант более удачный. В первых рядах у Квандта будут де Мевиус, боровшийся за победу в Марокко, и быстрый, но нестабильный Шишери.

Что до грузового зачета, то там армады «Ивеко» в Т5.1 разбавляют «Татры», «Скании» и самурайский «Хино».

Широко разрекламированный класс «Миссия 1000», где соревнуются (и иногда разламываются пополам) всякие электромотоциклы и водородная техника, на сей раз держит интерес только благодаря усилиям японцев, которые сообща ("Тойота", "Хонда", "Судзуки", "Ямаха" и "Кавасаки"), выставили проект «ХайС». Это малое багги категории Т3 с водородным ДВС. А те, кто в курсе дела, понимают, что с обычными машинами такой технике не тягаться: один только стартовый вес составляет 1,5 тонны!

Еще один штришок к портрету рекламного продукта: Стефан Петрансель, чье имя прочно связано с «Дакаром», решил вернуться. Только, не на «Дакар», а в Дакар, куда устремились нынче участники «Африки Эко Рейс». Уж, неизвестно, чего там такого «эко» (может, из-за пониженного внимания со стороны крупных фирм и сопровождающей техники выбросов там и впрямь куда меньше, чем на «Дакаре»), но Петрансель там, и он не участвует в полном заезде, а помогает «Ямахе» в рамках некоей программы поддержки, раздавая советы мотоциклетным собратьям на пути к Розовому озеру.